Программирование графического интерфейса на java. Краткий обзор GUI-фреймворков для Java и мое первое простенькое GUI-приложение на Swing. Прозрачная панель JOptionPane

Описание презентации Создание графического интерфейса на Java Графические библиотеки по слайдам

Графические библиотеки Java В Java есть следующие пакеты для создания графических интерфейсов: Abstract Windows Toolkit (AWT) — поставляется с JDK, каждый AWT-компонент имеет свой визуальный компонент (peer) для конкретной ОС, переносимость обеспечивается пакетом java. awt. peer; ограничен набор графических компонентов; внешний вид зависит от ОС. Standard Widget Toolkit (SWT) – поставляется отдельно для конкретных ОС, включена в среду Eclipce, взаимодействуют с ОС с помощью peer-интерфейсов, в отличии от AWT, расширен ассортимент компонентов. Swing – поставляется с JDK, расширяет классы AWT, не зависит от peer-компонентов ОС. Java 3 D – трехмерная графика.

Тяжело- и легковесные компоненты Тяжеловесные (heavyweight) компоненты – Отрисовываются операционной системой – Большинство AWT -компонент Легковесные (ligntweight) компоненты – Отрисовываются java -кодом – Все Swing -компоненты, кроме окон верхнего уровня (окно приложения) Тяжеловесные компоненты всегда отрисовываются поверх легковесных

Архитектура Модель-Представление-Контроллер(MVC) Шаблон проектирования MVC предполагает разделение данных приложения, пользовательского интерфейса и управляющей логики на три отдельных компонента: модель, представление и контроллер – таким образом, что модификация каждого компонента может осуществляться независимо. Модель (model) хранит данные компонента и позволяет легко, не обращаясь к самому компоненту, изменять или получать эти данные. Вид (view) выводит данные на экран для представления их пользователю. Контроллер (controller) определяет, как должны реагировать вид и данные модели в ответ на действия пользователя.

Преимущества MVC К одной модели можно присоединить несколько видов, при этом не затрагивая реализацию модели. Например, некоторые данные могут быть одновременно представлены в виде электронной таблицы, гистограммы и круговой диаграммы. Не затрагивая реализацию видов, можно изменить реакции на действия пользователя (нажатие мышью на кнопке, ввод данных), для этого достаточно использовать другой контроллер. Ряд разработчиков специализируется только в одной из областей: либо разрабатывают графический интерфейс, либо разрабатывают бизнес-логику. Поэтому возможно добиться того, что программисты, занимающиеся разработкой бизнес-логики (модели), вообще не будут осведомлены о том, какое представление будет использоваться.

Взаимодействия между моделью, видом и контроллером Классическая модель Тесная связь между контроллером и моделью и контроллером и видом. Представление (вид) сопоставлено с единственным Контроллером и каждый Контроллер с единственным Представлением. Представление и Контроллер имеют прямую ссылку на Модель.

Пример MVC public class Model { private int int. Array = {1, 2, 3, 4, 5}; public String get. String. Array() { return «int. Array=» + Arrays. to. String(int. Array); } public void set. Int. Array(int index, int value) { this. int. Array = value; } } public class Controller { Model model = new Model(); View view = new View(); Controller(){ update. View(); } void set. Array. Value(int index, int value) { model. set. Int. Array(index, value); update. View(); } void update. View() { view. show. Array(model. get. String. Array()); } } public class View { public void show. Array(String array. String){ System. out. println(«View»); System. out. println(array. String); System. out. println(); } } public class User { public statc void main(String args) { Controller controller = new Controller(); controller. set. Array. Value(1, 4); } }

Модель Swing упрощает реализацию Модель не знает, с каким UI-представителем она сотрудничает и какой компонент ее использует устанавливает внешний вид и поведение для всех компонентов библиотеки связывается с моделью только через класс компонента. Представление-контроллер обрабатывает события пользователя и рисуют компонент на экране Кнопки, списки, таблицы, текстовые поля …

Компоненты интерфейса Button — кнопка; JCheck. Box — кнопка-флажок; JCombo. Box — выпадающий список; JLabel — метка, надпись; JList — список; JPassword. Field — текстовое поле для скрытого ввода; JProgress. Bar — компонент для отображения числа в некотором диапазоне; JRadio. Button — преключатели, радио-кнопки, обычно используется с компонентом Button. Group; JSlider — компонент позволяющий выбрать значение из заданного диапазона; JTable — таблица; JText. Field — однострочное текстовое поле; JText. Area — многострочное текстовое поле; JTree — дерево.

Контейнеры интерфейса Части пользовательского интерфейса, содержащие другие компоненты Контейнеры верхнего уровня: Frame, JFrame — окно приложения; JDialog — диалог приложения; JColor. Chooser — диалог выбора цвета; JFile. Chooser — диалог выбора файлов и директорий; File. Dialog — диалог выбора файлов и директорий (awt компонент). Простые контейнеры: JPanel — простая панель для группировки элементов, включая вложенные панели; JTool. Bar — панель инструментов (обычно это кнопки); JScrool. Pane — панель прокрутки, позволяющая прокручивать содержимое дочернего элемента; JDesktop. Pane — контейнер для создания виртуального рабочего стола или приложений на основе MDI (multple-document interface); JEditor. Pane , JText. Pane — контейнеры для отображения сложного документа как HTML или RTF; JTabbed. Pane — контейнер для управления закладками;

Создание окна import java. awt. *; class Too. Simple. Frame extends Frame{ public statc void main(String args){ Frame fr = new Too. Simple. Frame(); fr. set. Size(400, 150); // размер окна fr. set. Visible(true); // визуализация окна } // кнопка закрытия не работает } Swing

Окно с нестандартной иконкой import javax. swing. *; public class Frame. Closing extends JFrame { public Frame. Closing() { super(«Заголовок Окна»); // операция при закрытии окна set. Default. Close. Operaton(EXIT_ON_CLOSE); // при закрытии окна – выход // значок для окна set. Icon. Image(get. Toolkit(). get. Image(«icon. gif»)); //C: / icons / icon. png // вывод на экран set. Size(300, 100); // размеры окна ширина и высота set. Visible(true); // визуализация окна } public statc void main(String args) { new Frame. Closing(); } } Swing

Стандартные диалоговые окна Тип диалогового окна Описание NFORMATION_MESSAGE Диалоговое окно выводит информацию общего назначения со значком соответствующего вида WARNING_MESSAGE Диалоговое окно выводит на экран предупреждающую информацию со значком соответствующего вида QUESTION_MESSAGE Диалоговое окно вопроса для ввода информации ERROR_MESSAGE Диалоговое окно выводит на экран информацию об ошибке со значком соответствующего вида PLAIN_MESSAGE Указывает, что диалоговое окно не принадлежит ни к одному из вышеперечисленных типов. Выводится на экран без стандартного значка. Диалоговые окна могут быть модальными или немодальными Диалоговые окна могут быть модальными (фокус на окне, пока не нажата кнопка) или немодальными

Окна ввода и сообщений import java. awt. *; import javax. swing. *; public class Soluton { public static void main(String args) { JOpton. Pane. show. Message. Dialog(null , «Hello, World»); String s = JOpton. Pane. show. Input. Dialog(«Введите ваше имя»); } } Swing

Стандартные компоновщики Java 1. Компоновщик Border. Layout (полярное размещение). 2. Компоновщик Flow. Layout (последовательное размещение). 3. Компоновщик. Grid. Layout (табличное размещение). 4. Компоновщик Spring. Layout (относительное размещение). 5. Компоновщик Box. Layout (блочное размещение).

Полярное расположение (компоновщик Border. Layout) Значение Border. Layout. NORTH или строка «North» - компонент располагается вдоль верхней (северной) границы окна и растягивается на всю его ширину. Обычно так размещается панель инструментов. Значение Border. Layout. SOUTH или строка «South» - компонент располагается вдоль нижней (южной) границы и растягивается на всю ширину окна. Такое положение идеально для строки состояния. Значение Border. Layout. WEST или строка «West» - компонент располагается вдоль левой (западной) границы окна и растягивается на всю его высоту, однако при этом учитываются размеры северных и южных компонентов (они имеют приоритет). Значение Border. Layout. EAST или строка «East» - компонент располагается вдоль правой (восточной) границы окна. В остальном его расположение аналогично западному компоненту. Значение Border. Layout. CENTER или строка «Center» - компонент помещается в центр окна, занимая максимально возможное пространство.

Пример использования компоновщика Border. Layout import javax. swing. *; import java. awt. *; public class Border. Layout. Sample extends JFrame { public Border. Layout. Sample() { super(«Border. Layout. Sample»); set. Size(400, 300); set. Default. Close. Operaton(EXIT_ON_CLOSE); // получаем панель содержимого класса JFrame Container c = get. Content. Pane(); // По умолчанию в Swing используется менеджер Border. Layout // добавляем компоненты в панель, используя строковые константы c. add(new JButton(«Север»), «North»); c. add(new JButton(«Юг»), «South»); // или константы из класса Border. Layout // JLabelэлемент для отображения текста c. add(new JLabel(«Запад»), Border. Layout. WEST); c. add(new JLabel(«Восток»), Border. Layout. EAST); // если параметр не указывать вовсе, компонент автоматически добавится в центр c. add(new JButton(«Центр»)); // выводим окно на экран set. Visible(true); } public statc void main(String args) { new Border. Layout. Sample(); } } Swing

Последовательное размещение (компоновщик Flow. Layout) Компоновщик размещает компоненты слева направо, сверху вниз (по умолчанию в панелях Jpanel). import javax. swing. *; import java. awt. *; public class Flow. Layout. Sample extends JFrame { public Flow. Layout. Sample() { super(«Flow. Layout 1»); set. Size(400, 200); set. Default. Close. Operaton(EXIT_ON_CLOSE); // получаем панель содержимого Container c = get. Content. Pane(); // устанавливаем последовательное расположение с выравниванием компонентов по центру c. set. Layout(new Flow. Layout(Flow. Layout. CENTER)); // добавляем компоненты c. add(new JButton(«Один»)); c. add(new JButton(«Два»)); c. add(new JButton(«Три»)); // выводим окно на экран set. Visible(true); } public statc void main(String args) { new Flow. Layout. Sample(); } } import java. awt. *; import javax. swing. *; public class Soluton { public static void main(String args) { JOpton. Pane. show. Message. Dialog(null , «Hello, World»); } } Swing

Табличное расположение (компоновщик Grid. Layout) все компоненты имеют одинаковый размер. Доступное пространство разбивается на одинаковое количество ячеек, в каждую из которых помещается компонент; все компоненты всегда выводятся на экран, как бы ни было велико или мало доступное пространство. import java. awt. *; import javax. swing. *; import java. utl. *; class Grid. Test extends JFrame { Grid. Test(String s){ super(s); Container c = get. Content. Pane(); // 4 строки 4 столбца расстояния между строками и столбцами в пикселях c. set. Layout(new Grid. Layout(4, 4, 5, 5)); String. Tokenizer st = new String. Tokenizer(«7 8 9 / 4 5 6 * 1 2 3 — 0. = +»); while(st. has. More. Tokens()) c. add(new Button(st. next. Token())); set. Size(200, 200); set. Visible(true); } public statc void main(String args){ new Grid. Test(» Менеджер Grid. Layout»); } } Swing

Табличное расположение придаст кнопкам одинаковый размер, а последовательное расположение не даст им «расплыться» и заодно выровняет их по правому краю I mport java. awt. *; import javax. swing. *; public class Command. Buttons extends JFrame { public Command. Buttons() { super(«Command. Buttons»); set. Size(350, 250); set. Locaton(150, 100); set. Default. Close. Operaton(EXIT_ON_CLOSE); // создаем панель с табличным расположением для выравнивания размеров кнопок JPanel grid = new JPanel(new Grid. Layout(1, 2, 5, 0)); // 1 строка, 2 столбца, промежутки 5 пикс. по гориз, 0 по верт. // добавляем компоненты grid. add(new JButton(«OK»)); grid. add(new JButton(«Отмена»)); // помещаем полученное в панель с последовательным расположением, выровненным по правому краю JPanel flow = new JPanel(new Flow. Layout(Flow. Layout. RIGHT)); flow. add(grid); // получаем панель содержимого Container c = get. Content. Pane(); // помещаем строку кнопок вниз окна c. add(flow, Border. Layout. SOUTH); // выводим окно на экран set. Visible(true); } public statc void main(String args) { new Command. Buttons(); } } Swing

Блочное расположение (компоновщик Box. Layout) Менеджер блочного расположения выкладывает компоненты в контейнер блоками: столбиком (по оси Y) или полоской (по оси X), при этом каждый отдельный компонент можно выравнивать по центру, по левому или по правому краям, а также по верху или по низу.

Пример блочного размещения import java. awt. *; import javax. swing. *; public class Box 1 extends JFrame { public Box 1() { super(«Box 1 — Y»); set. Size(400, 200); set. Default. Close. Operaton(EXIT_ON_CLOSE); // получаем панель содержимого Container c = get. Content. Pane(); // устанавливаем блочное расположение по оси Y (столбиком) Box. Layout boxy = new Box. Layout(c, Box. Layout. Y_AXIS); c. set. Layout(boxy); // добавляем компоненты c. add(new JButton(«Один»)); c. add(new JButton(«Два»)); c. add(new JButton(«Три»)); // выводим окно на экран set. Visible(true); } statc class Box 2 extends JFrame { public Box 2() { super(«Box 2 — X»); // устанавливаем размер и позицию окна set. Size(400, 200); set. Locaton(100, 100); set. Default. Close. Operaton(EXIT_ON_CLOSE); // получаем панель содержимого Container c = get. Content. Pane(); // устанавливаем блочное расположение по оси X (полоской) Box. Layout boxx = new Box. Layout(c, Box. Layout. X_AXIS); c. set. Layout(boxx); // добавляем компоненты c. add(new JButton(«Один»)); c. add(new JButton(«Два»)); c. add(new JButton(«Три»)); // выводим окно на экран set. Visible(true); } } public statc void main(String args) { new Box 1(); new Box 2(); } } Swing 5 В этом примере создаются два окна. В одном из них реализовано блочное расположение по оси Y, в другом - блочное расположение по оси X.

Графический интерфейс в Java прошел весьма тернистый путь развития и становления. Долгое время его обвиняли в медленной работе, жадности к ресурсам системы и ограниченной функциональности.

Java AWT

Первой попыткой Sun создать графический интерфейс для Java была библиотека AWT (Abstract Window Toolkit) - инструментарий для работы с различными оконными средами. Sun сделал прослойку на Java, которая вызывает методы из библиотек, написанных на С. Библиотечные методы AWT создают и используют графические компоненты операционной среды. С одной стороны, это хорошо, так как программа на Java похожа на остальные программы в рамках одной ОС. Но при запуске ее на другой платформе могут возникнуть различия в размерах компонентов и шрифтов, которые будут портить внешний вид программы.

Чтобы обеспечить мультиплатформенность AWT интерфейсы вызовов компонентов были унифицированы, вследствии чего их функциональность получилась немного урезанной. Да и набор компонентов получился довольно небольшой. Так например, в AWT нет таблиц, а в кнопках не поддерживается отображение иконок. Тем не менее пакет java.awt входит в Java с самого первого выпуска и его можно использовать для создания графических интерфейсов.

Таким образом, компоненты AWT не выполняют никакой "работы". Это просто «Java-оболочка» для элементов управления той операционной системы, на которой они работают. Все запросы к этим компонентам перенаправляются к операционной системе, которая и выполняет всю работу.

Использованные ресурсы AWT старается освобождать автоматически. Это немного усложняет архитектуру и влияет на производительность. Написать что-то серьезное с использованием AWT будет несколько затруднительно. Сейчас ее используют разве что для апплетов.

Основные концепции SWING

Вслед за AWT Sun разработала графическую библиотеку компонентов Swing , полностью написанную на Java. Для отрисовки используется 2D, что принесло с собой сразу несколько преимуществ. Набор стандартных компонентов значительно превосходит AWT по разнообразию и функциональности. Swing позволяет легко создавать новые компоненты, наследуясь от существующих, и поддерживает различные стили и скины.

Создатели новой библиотеки пользовательского интерфейса Swing не стали «изобретать велосипед» и в качестве основы для своей библиотеки выбрали AWT. Конечно, речь не шла об использовании конкретных тяжеловесных компонентов AWT (представленных классами Button, Label и им подобными). Нужную степень гибкости и управляемости обеспечивали только легковесные компоненты. На диаграмме наследования представлена связь между AWT и Swing.

Важнейшим отличием Swing от AWT является то, что компоненты Swing вообще не связаны с операционной системой и поэтому гораздо более стабильны и быстры. Такие компоненты в Java называются легковесными (lightweight), и понимание основных принципов их работы во многом объяснит работу Swing.

Swing контейнеры высшего уровня

Для создания графического интерфейса приложения необходимо использовать специальные компоненты библиотеки Swing, называемые контейнерами высшего уровня (top level containers). Они представляют собой окна операционной системы, в которых размещаются компоненты пользовательского интерфейса. К контейнерам высшего уровня относятся окна JFrame и JWindow, диалоговое окно JDialog, а также апплет JApplet (который не является окном, но тоже предназначен для вывода интерфейса в браузере, запускающем этот апплет). Контейнеры высшего уровня Swing представляют собой тяжеловесные компоненты и являются исключением из общего правила. Все остальные компоненты Swing являются легковесными.

Простой Swing пример создания оконного интерфейса JFrame .

Import java.awt.Dimension; import javax.swing.JFrame; import javax.swing.JLabel; public class JFrameTest { public static void createGUI() { JFrame frame = new JFrame("Test frame"); frame.setDefaultCloseOperation(JFrame.EXIT_ON_CLOSE); JLabel label = new JLabel("Test label"); frame.getContentPane().add(label); frame.setPreferredSize(new Dimension(200, 100)); frame.pack(); frame.setVisible(true); } public static void main(String args) { JFrame.setDefaultLookAndFeelDecorated(true); javax.swing.SwingUtilities.invokeLater(new Runnable() { public void run() { createGUI(); } }); } }

Конструктор JFrame() без параметров создает пустое окно. Конструктор JFrame(String title) создает пустое окно с заголовком title. Чтобы создать простейшую программу с пустым окном необходимо использовать следующие методы:

  • setSize(int width, int height) - определение размеров окна;
  • setDefaultCloseOperation(int operation) - определение действия при завершении программы;
  • setVisible(boolean visible) - сделать окно видимым.

Если не определить размеры окна, то оно будет иметь нулевую высоту независимо от того, что в нем находится. Размеры окна включают не только «рабочую» область, но и границы и строку заголовка.

Метод setDefaultCloseOperation определяет действие, которое необходимо выполнить при "выходе из программы". Для этого следует в качестве параметра operation передать константу EXIT_ON_CLOSE, описанную в классе JFrame.

По умолчанию окно создается невидимым. Чтобы отобразить окно на экране вызывается метод setVisible с параметром true. Если вызвать его с параметром false, окно станет невидимым.

Графический интерфейс java swing примера создания окна JFrame представлен на следующем рисунке.

Для подключения библиотеки Swing в приложении необходимо импортировать библиотеку javax.swing .

Каждый раз, как только создается контейнер высшего уровня, будь то обычное окно, диалоговое окно или апплет, в конструкторе этого контейнера создается корневая панель JRootPane . Контейнеры высшего уровня Swing следят за тем, чтобы другие компоненты не смогли "пробраться" за пределы JRootPane.

Корневая палель JRootPane добавляет в контейнеры свойство "глубины", обеспечивая возможность не только размещать компоненты один над другим, но и при необходимости менять их местами, увеличивать или уменьшать глубину расположения компонентов. Такая возможность необходима при создании многодокументного приложения Swing , у которого окна представляют легковесные компоненты, располагающиеся друг над другом, а также выпадающими (контекстными) меню и всплывающими подсказками.

На следующем рисунке наглядно представлена структура корневой панели JRootPane .

Корневая панель JRootPane представляет собой контейнер, унаследованный от базового класса Swing JComponent. В этом контейнере за расположение компонентов отвечает специальный менеджер расположения, реализованный во внутреннем классе RootPaneLayout. Этот менеджер расположения отвечает за то, чтобы все составные части корневой панели размещались так, как им следует: многослойная панель занимает все пространство окна; в ее слое FRAME_CONTENT_LAYER располагаются строка меню и панель содержимого, а над всем этим располагется прозрачная панель.

Все составляющие корневой панели JRootPane можно получить или изменить. Для этого у нее есть набор методов get/set. Программным способом JRootPane можно получить с использованием метода getRootPane().

Кроме контейнеров высшего уровня корневая панель применяется во внутренних окнах JInternalFrame, создаваемых в многодокументных приложениях и располагающихся на "рабочем столе" JDesktopPane. Это позволяет забыть про то, что данные окна представляют собой обычные легковесные компоненты, и работать с ними как с настоящими контейнерами высшего уровня.

Многослойная панель JLayeredPane

В основании корневой панели (контейнера) лежит так называемая многослойная панель JLayeredPane , занимающая все доступное пространство контейнера. Именно в этой панели располагаются все остальные части корневой панели, в том числе и все компоненты пользовательского интерфейса.

JLayeredPane используется для добавления в контейнер свойства глубины (depth). To есть, многослойная панель позволяет организовать в контейнере третье измерение, вдоль которого располагаются слои (layers) компонента. В обычном контейнере расположение компонента определяется прямоугольником, который показывает, какую часть контейнера занимает компонент. При добавлении компонента в многослойную панель необходимо указать не только прямоугольник, занимаемый компонентом, но и слой, в котором он будет располагаться. Слой в многослойной панели определяется целым числом. Чем больше определяющее слой число, тем выше слой находится.

Первый добавленный в контейнер компонент оказывается выше компонентов, добавленных позже. Чаще всего разработчик не имеет дело с позициями компонентов. При добавлении компонентов их положение меняются автоматически. Тем не менее многослойная панель позволяет менять позиции компонентов динамически, уже после их добавления в контейнер.

Возможности многослойной панели широко используются некоторыми компонентами Swing . Особенно они важны для многодокументных приложений, всплывающих подсказок и меню. Многодокументные Swing приложения задействуют специальный контейнер JDesktopPane («рабочий стол»), унаследованный от JLayeredPane , в котором располагаются внутренние окна Swing. Самые важные функции многодокументного приложения - расположение «активного» окна над другими, сворачивание окон, их перетаскивание - обеспечиваются механизмами многослойной панели. Основное преимущество от использования многослойной панели для всплывающих подсказок и меню - это ускорение их работы. Вместо создания для каждой подсказки или меню нового тяжеловесного окна, располагающегося над компонентом, в котором возник запрос на вывод подсказки или меню, Swing создает быстрый легковесный компонент. Этот компонент размещается в достаточно высоком слое многослойной панели выше в стопке всех остальных компонентов и используется для вывода подсказки или меню.

Многослойная панель позволяет организовать неограниченное количество слоев. Структура JLayeredPane включает несколько стандартных слоев, которые и используются всеми компонентами Swing, что позволяет обеспечить правильную работу всех механизмов многослойной панели. Стандартные слои JLayeredPane представлены на следующем рисунке.

Слой Default используется для размещения всех обычных компонентов, которые добавляются в контейнер. В этом слое располагаются внутренние окна многодокументных приложений.

Слой Palette предназначен для размещения окон с набором инструментов, которые обычно перекрывают остальные элементы интерфейса. Создавать такие окна позволяет панель JDesktopPane, которая размещает их в этом слое.

Слой Modal планировался для размещения легковесных модальных диалоговых окон. Однако такие диалоговые окна пока не реализованы, так что этот слой в Swing в настоящее время не используется.

Наиболее часто используемый слой, служащий для размещения всплывающих меню и подсказок.

Самый верхний слой. Предназначен для операций перетаскивания (drag and drop), которые должны быть хорошо видны в интерфейсе программы.

Небольшой пример JLayeredPane с многослойной панелью показывает, как добавлять компоненты в различные слои и как слои располагаются друг над другом:

Import javax.swing.*; import java.awt.*; // класс рисования двух типов фигур с текстом class Figure extends JComponent { private static final long serialVersionUID = 1L; private Color color; private int type; private String text; // параметры: цвет и тип фигуры Figure(Color color, int type, String text) { this.color = color; this.type = type; this.text = text; setOpaque(false); } public void paintComponent(Graphics g) { // прорисовка фигуры g.setColor(color); switch (type) { case 0: g.fillOval(0, 0, 90, 90); break; case 1: g.fillRect(0, 0, 130, 80); break; } g.setColor(Color.yellow); g.drawString(text, 10, 35); } } public class JLayeredPaneTest extends JFrame { private static final long serialVersionUID = 1L; public JLayeredPaneTest() { // создание окна super("Example LayeredTest"); // выход при закрытии окна setDefaultCloseOperation(EXIT_ON_CLOSE); // определение многослойной панели JLayeredPane lp = getLayeredPane(); // создание трех фигур Figure figure1 = new Figure(Color.red , 0, "Figure popup"); Figure figure2 = new Figure(Color.blue, 0, "Figure 1"); Figure figure3 = new Figure(Color.cyan, 1, "Figure 2"); // определение местоположения фигур в окне figure1.setBounds(10, 40, 120, 120); figure2.setBounds(60, 120, 160, 180); figure3.setBounds(90, 55, 250, 180); // добавление фигур в различные слои lp.add(figure1, JLayeredPane.POPUP_LAYER); lp.add(figure2, JLayeredPane.PALETTE_LAYER); lp.add(figure3, JLayeredPane.PALETTE_LAYER); // смена позиции одной из фигур lp.setPosition(figure3, 0); // определение размера и открытие окна setSize(280, 250); setVisible(true); } public static void main(String args) { JFrame.setDefaultLookAndFeelDecorated(true); new JLayeredPaneTest(); } }

В примере создается небольшое окно JFrame и в многослойную панель добавляется несколько компонентов Figure. Чтобы получить многослойную панель в любом контейнере Swing высшего уровня, достаточно вызвать метод getLayeredPane() .

Вспомогательный класс Figure наследует свойства базового класса JComponent и позволяет различными цветами рисовать фигуры двух типов (круги и прямоугольники). Параметры для прорисовки фигур задаются в конструкторе класса.

При определении интерфейса создаются три фигуры разного цвета (два круга и прямоугольник). Круг размещается в слое POPUP_LAYER, а прямоугольники - в слое PALETTE_LAYER. При размещении компонентов указываются их абсолютные экранные координаты, потому что в многослойной панели обычные менеджеры расположения не работают.

В завершении позиция одного из прямоугольников меняется так, чтобы он был первым в слое, хотя изначально добавлялся вторым. Запустив приложение, вы увидите, что многослойная панель работает и аккуратно располагает компоненты согласно их слоям и позициям.

В обычных приложениях многослойная панель редко используется напрямую, в них она выполняет свои функции незаметно. Тем не менее, иногда она помогает создать удивительные эффекты и необычные интерфейсы, позволяя, например, разместить поверх обычных компонентов анимацию или видео, не требуя для этого от разработчика нечеловеческих усилий и ухищрений.

Панель содержимого ContentPane

Панель содержимого ContentPane - это следующая часть корневой панели, которая используется для размещения компонентов пользовательского интерфейса программы. ContentPane занимает большую часть пространства многослойной панели (за исключением места, занимаемого строкой меню). Чтобы панель содержимого не закрывала добавляемые впоследствии в окно компоненты, многослойная панель размещает ее в специальном очень низком слое с названием FRAME_CONTENT_LAYER, с номером -30000.

Обратиться к панели содержимого можно методом getContentPane() класса JFrame. С помощью метода add(Component component) можно добавить на нее любой элемент управления. Заменить ContentPane любой другой панелью типа JPanel можно методом setContentPane()

Пример добавления кнопки в панель содержимого:

JButton newButton = new JButton(); getContentPane().add(newButton);

В результате получим окно с кнопкой. Кнопка занимает всю доступную площадь окна. Такой эффект полезен не во всех программах, поэтому необходимо использовать различные способы расположения элементов на панели.

Панель содержимого можно полностью заменить. Рассмотрим следующий Swing пример использования панели содержимого ContentPane .

Import javax.swing.*; public class ContentPaneReplace extends JFrame { private static final long serialVersionUID = 1L; public ContentPaneReplace() { super("Test ContentPane"); setDefaultCloseOperation(EXIT_ON_CLOSE); // Создание панели с двумя кнопками JPanel contents = new JPanel(); contents.add(new JButton("Семья")); contents.add(new JButton("Школа")); // Замена панели содержимого setContentPane(contents); // Определение размера окна setSize(200, 100); // Открытие окна setVisible(true); } public static void main(String args) { JFrame.setDefaultLookAndFeelDecorated(true); new ContentPaneAdd(); } }

В примере создается небольшое окно и панель с двумя кнопками, которая затем методом setContentPane() заменяет панель содержимого окна. Таким образом была использована замена вместо более простого добавления - вызова метода add(). Интерфейс окна представлен на следующем скриншоте.

Панель содержимого ContentPane сама собой не представляет ничего особенного. Необходимо лишь помнить, что компоненты добавляются именно в нее.

Прозрачная панель JOptionPane

Прозрачная панель JOptionPane размещается корневой панелью выше всех элементов многослойной панели. За размещением JOptionPane следит корневая панель, которая размещает прозрачную панель выше многослойной панели, причем так, чтобы она полностью закрывала всю область окна, включая и область, занятую строкой меню.

JOptionPane используется в приложениях достаточно редко, поэтому по умолчанию корневая панель делает ее невидимой, что позволяет уменьшить нагрузку на систему рисования. Следует иметь в виду, что если вы делаете прозрачную панель видимой, нужно быть уверенным в том, что она прозрачна (ее свойство opaque равно false), поскольку в противном случае она закроет все остальные элементы корневой панели, и остальной интерфейс будет невидим.

В каких случаях можно использовать прозрачную панель JOptionPane ? С ее помощью можно определять функции приложения, для реализации которых «с нуля» понадобились бы серьезные усилия. Прозрачную панель можно приспособить под автоматизированное тестирование пользовательского интерфейса. Синтезируемые в ней события позволяют отслеживать промежуточные отладочные результаты. Иногда такой подход гораздо эффективнее ручного тестирования.

Прозрачная панель JOptionPane может быть использована для эффектной анимации, «плавающей» поверх всех компонентов, включая строку меню, или для перехвата событий, если некоторые из них необходимо обрабатывать перед отправкой в основную часть пользовательского интерфейса.

Пример использования прозрачной панели Swing JOptionPane:

// Использование прозрачной панели JOptionPane import java.awt.Dimension; import java.awt.Font; import java.awt.event.WindowEvent; import java.awt.event.WindowListener; import javax.swing.JDialog; import javax.swing.JFrame; import javax.swing.JLabel; import javax.swing.JOptionPane; import javax.swing.UIManager; public class JOptionPaneTest extends JFrame { private static final long serialVersionUID = 1L; public static final Font FONT = new Font("Verdana", Font.PLAIN, 11); public static void createGUI() { JFrame frame = new JFrame("Test JOptionPane"); frame.setDefaultCloseOperation(JFrame.DO_NOTHING_ON_CLOSE); frame.addWindowListener(new WindowListener() { public void windowActivated(WindowEvent event) {} public void windowClosed(WindowEvent event) {} public void windowDeactivated(WindowEvent event) {} public void windowDeiconified(WindowEvent event) {} public void windowIconified(WindowEvent event) {} public void windowOpened(WindowEvent event) {} public void windowClosing(WindowEvent event) { Object options = { "Да", "Нет!" }; int rc = JOptionPane.showOptionDialog(event.getWindow(), "Закрыть окно?", "Подтверждение", JOptionPane.YES_NO_OPTION, JOptionPane.QUESTION_MESSAGE, null, options, options); if (rc == 0) { event.getWindow().setVisible(false); System.exit(0); } } }); JLabel label = new JLabel("Использование прозрачной панели при закрытии окна"); frame.getContentPane().add(label); frame.setPreferredSize(new Dimension(350, 80)); frame.pack(); frame.setLocationRelativeTo(null); frame.setVisible(true); } public static void main(String args) { javax.swing.SwingUtilities.invokeLater(new Runnable() { public void run() { UIManager.put("Button.font", FONT); UIManager.put("Label.font", FONT); JFrame.setDefaultLookAndFeelDecorated(true); JDialog.setDefaultLookAndFeelDecorated(true); createGUI(); } }); } }

Если методу setDefaultCloseOperation передать константу JFrame.EXIT_ON_CLOSE , то при закрытии окна приложение будет прекращать работу. В примере этому методу передается константа JFrame.DO_NOTHING_ON_CLOSE , чтобы при закрытии окна ничего не происходило. Выход из приложения в примере осуществляется из JFrame слушателя WindowListener в методе windowClosing . При закрытии окна вызывается метод windowClosing с параметром WindowEvent event, который в прозрачной панели Swing JOptionPane открывает диалоговое окно подтверждения.

На следующем скриншоте представлены два окна приложения. Верхнее главное окно. При закрытии данного окна открывается нижнее диалоговое окно подтверждения намерения.

Строка меню JMenuBar

Одной из важных особенностей использования корневой панели JRootPane в Swing, является необходимость размещения в окне строки меню JMenuBar . Серьезное приложение нельзя построить без какого-либо меню для получения доступа к функциям программы. Библиотека Swing предоставляет прекрасные возможности для создания удобных меню JMenuBar, которые также являются легковесными компонентами.

Строка меню JMenuBar размещается в многослойной панели в специальном слое FRAME_CONTENT_LAYER и занимает небольшое пространство в верхней части окна. По размерам в длину строка меню равна размеру окна. Ширина строки меню зависит от содержащихся в ней компонентов.

Корневая панель следит, чтобы панель содержимого и строка меню JMenuBar не перекрывались. Если строка меню не требуется, то корневая панель использует все пространство для размещения панели содержимого.

Примеры Swing

Исходные коды примеров, рассмотренных в тексте страницы, можно скачать .

В Java есть 2 основных пакета для создания графических интерфейсов (Graphics User Interface). Это Abstract Windows Toolkit (AWT) и Swing. AWT использует виджеты операционной системы, поэтому эта библиотека немного быстрее. Но на мой взгляд, Swing более хорошо спроектирован.

В данном туториале мы рассмотрим основные элементы библиотеки Swing и создадим простой интерфейс (GUI) в качестве примера.

Для группировки компонент интерфейса используются контейнеры (Container). Для создания основного контейнера для приложения чаще всего используется контейнер JFrame (есть еще JWindows и JApplet). Проще всего унаследоваться от JFrame тем самым получить доступ ко множеству методов, например:

setBounds(x, y, w, h) - указывает координаты верхней левой вершины окна, а также его ширину и высоту.

setResizable(bool) - указывает, можно ли изменять размер окна.

setTitle(str) - устанавливает название окна.

setVisible(bool) - собственно отображает окно.

setDefaultCloseOperation(operation) - указывает операцию, которая будет произведена при закрытии окна.

Основные элементы управления:

  • JLabel - элемент для отображения фиксированного текста;
  • JTextField - простой edit-box;
  • JButton - обычная кнопка (button);
  • JCheckBox - элемент выбора (аналог checkbox);
  • JRadioButton - радио кнопка

Как видите, все довольно просто и логично.

При отображении элементов управления используются специальные менеджеры - LayoutManager. У всех LayoutManager"ов есть методы для добавления у удаления элементов.

FlowLayout - используется для последовательного отображения элементов. Если элемент не помещается в конкретную строку, он отображается в следующей.

GridLayout - отображения элементов в виде таблицы с одинаковыми размерами ячеек.

BorderLayout - используется при отображении не более 5 элементов. Эти элементы располагаются по краям фрейма и в ценрте: North, South, East, West, Center.

BoxLayout - отображает элементы в виде рядка или колонки.

GridBagLayout - позволяет назначать месторасположение и размер каждого виджета. Это самый сложный, но и самый эффективный вид отображения.

Стоит еще обратить внимание на обработку событий. Для этого используются так называемые Event Listeners.

Ну все, довольно теории, перейдем к примеру GUI:

Import java.awt.*; import java.awt.event.*; import javax.swing.*; public class SimpleGUI extends JFrame { private JButton button = new JButton("Press"); private JTextField input = new JTextField("", 5); private JLabel label = new JLabel("Input:"); private JRadioButton radio1 = new JRadioButton("Select this"); private JRadioButton radio2 = new JRadioButton("Select that"); private JCheckBox check = new JCheckBox("Check", false); public SimpleGUI() { super("Simple Example"); this.setBounds(100,100,250,100); this.setDefaultCloseOperation(JFrame.EXIT_ON_CLOSE); Container container = this.getContentPane(); container.setLayout(new GridLayout(3,2,2,2)); container.add(label); container.add(input); ButtonGroup group = new ButtonGroup(); group.add(radio1); group.add(radio2); container.add(radio1); radio1.setSelected(true); container.add(radio2); container.add(check); button.addActionListener(new ButtonEventListener()); container.add(button); } class ButtonEventListener implements ActionListener { public void actionPerformed(ActionEvent e) { String message = ""; message += "Button was pressed\n"; message += "Text is " + input.getText() + "\n"; message += (radio1.isSelected()?"Radio #1":"Radio #2") + " is selected\n"; message += "CheckBox is " + ((check.isSelected()) ?"checked":"unchecked"); JOptionPane.showMessageDialog(null, message, "Output", JOptionPane.PLAIN_MESSAGE); } } public static void main(String args) { SimpleGUI app = new SimpleGUI(); app.setVisible(true); } }

Примечания:

getContentPane возвращает контейнер верхнего уровня. ButtonGroup служит для создания группы взаимосвязанных радио-кнопок.

Внутренний класс ButtonActionListener реализует интерфейс ActionListener. Для этого необходимо предоставить имплементацию метода actionPerformed.

JOptionPane служит для отображения диалоговых окон.

Жду ваших вопросов и комментариев. Если вы хотите больше узнать о Swing, скажите об этом, и в скором времени я напишу еще одну статью с более сложными приемами и компонентами.

Пользовательский интерфейс на Java прошел весьма тернистый путь становления и развития. Долгое время его обвиняли в медленной работе, жадности к ресурсам системы, ограниченной функциональности. Появление.NET с более быстрыми графическими компонентами еще больше пошатнуло позиции Java. Но нет худа без добра - все эта движуха только подстегивала разработчиков Java к развитию и улучшению графических библиотек. Посмотрим, что из этого получилось.

Abstract Window Toolkit

AWT была первой попыткой Sun создать графический интерфейс для Java. Они пошли легким путем и просто сделали прослойку на Java, которая вызывает методы из библиотек, написанных на С. Библиотечные методы создают и используют графические компоненты операционной среды. С одной стороны, это хорошо, так как программа на Java похожа на остальные программы в рамках данной ОС. Но с другой стороны, нет никакой гарантии, что различия в размерах компонентов и шрифтах не испортят внешний вид программы при запуске ее на другой платформе. Кроме того, чтобы обеспечить мультиплатформенность, пришлось унифицировать интерфейсы вызовов компонентов, из-за чего их функциональность получилась немного урезанной. Да и набор компонентов получился довольно небольшой. К примеру, в AWT нет таблиц, а в кнопках не поддерживается отображение иконок.

Использованные ресурсы AWT старается освобождать автоматически. Это немного усложняет архитектуру и влияет на производительность. Освоить AWT довольно просто, но написать что-то сложное будет несколько затруднительно. Сейчас ее используют разве что для апплетов.

Достоинства:

  • часть JDK;
  • скорость работы;
  • графические компоненты похожи на стандартные.

Недостатки:

  • использование нативных компонентов налагает ограничения на использование их свойств. Некоторые компоненты могут вообще не работать на «неродных» платформах;
  • некоторые свойства, такие как иконки и всплывающие подсказки, в AWT вообще отсутствуют;
  • стандартных компонентов AWT очень немного, программисту приходится реализовывать много кастомных;
  • программа выглядит по-разному на разных платформах (может быть кривоватой).

заключение:

В настоящее время AWT используется крайне редко - в основном в старых проектах и апплетах. Oracle припрятал обучалки и всячески поощряет переход на Swing. Оно и понятно, прямой доступ к компонентам оси может стать серьезной дырой в безопасности.

Swing


Вслед за AWT Sun разработала набор графических компонентов под названием Swing. Компоненты Swing полностью написаны на Java. Для отрисовки используется 2D, что принесло с собой сразу несколько преимуществ. Набор стандартных компонентов значительно превосходит AWT по разнообразию и функциональности. Стало легко создавать новые компоненты, наследуясь от существующих и рисуя все, что душе угодно. Стала возможной поддержка различных стилей и скинов. Вместе с тем скорость работы первых версий Swing оставляла желать лучшего. Некорректно написанная программа и вовсе могла повесить винду намертво.

Тем не менее благодаря простоте использования, богатой документации и гибкости компонентов Swing стал, пожалуй, самым популярным графическим фреймворком в Java. На его базе появилось много расширений, таких как SwingX, JGoodies, которые значительно упрощают создание сложных пользовательских интерфейсов. Практически все популярные среды программирования Java включают графические редакторы для Swing-форм. Поэтому разобраться и начать использовать Swing не составит особого труда.

Достоинства:

  • часть JDK, не нужно ставить дополнительных библиотек;
  • по Swing гораздо больше книжек и ответов на форумах. Все проблемы, особенно у начинающих, гуглу досконально известны;
  • встроенный редактор форм почти во всех средах разработки;
  • на базе свинга есть много расширений типа SwingX;
  • поддержка различных стилей (Look and feel).

Недостатки:

  • окно с множеством компонентов начинает подтормаживать;
  • работа с менеджерами компоновки может стать настоящим кошмаром в сложных интерфейсах.

Заключение:

Swing жил, Swing жив, Swing будет жить. Хотя Oracle и старается продвигать JavaFX, на сегодняшний день Swing остается самым популярным фреймворком для создания пользовательских интерфейсов на Java.

Standard Widget Toolkit


Как
выглядит
SWT

SWT был разработан в компании IBM в те времена, когда Swing еще был медленным, и сделано это было в основном для продвижения среды программирования Eclipse. SWT, как и AWT, использует компоненты операционной системы, но для каждой платформы у него созданы свои интерфейсы взаимодействия. Так что для каждой новой системы тебе придется поставлять отдельную JAR-библиотеку с подходящей версией SWT. Это позволило более полно использовать существующие функции компонентов на каждой оси. Недостающие функции и компоненты были реализованы с помощью 2D, как в Swing. У SWT есть много приверженцев, но, положа руку на сердце, нельзя не согласиться, что получилось не так все просто, как хотелось бы. Новичку придется затратить на изучение SWT намного больше времени, чем на знакомство с тем же Swing. Кроме того, SWT возлагает задачу освобождения ресурсов на программиста, в связи с чем ему нужно быть особенно внимательным при написании кода, чтобы случайное исключение не привело к утечкам памяти.

Достоинства:

  • использует компоненты операционной системы - скорость выше;
  • Eclipse предоставляет визуальный редактор форм;
  • обширная документация и множество примеров;
  • возможно использование AWT- и Swing-компонентов.

Недостатки:

  • для каждой платформы необходимо поставлять отдельную библиотеку;
  • нужно все время следить за использованием ресурсов и вовремя их освобождать;
  • сложная архитектура, навевающая суицидальные мысли после тщетных попыток реализовать кастомный интерфейс.

Заключение:

Видно, что в IBM старались. Но получилось уж очень на любителя…

JavaFX


JavaFX можно без преувеличения назвать прорывом. Для отрисовки используется графический конвейер, что значительно ускоряет работу приложения. Набор встроенных компонентов обширен, есть даже отдельные компоненты для отрисовки графиков. Реализована поддержка мультимедийного контента, множества эффектов отображения, анимации и даже мультитач. Внешний вид всех компонентов можно легко изменить с помощью CSS-стилей. И самое прекрасное - в JavaFX входит набор утилит, которые позволяют сделать родной инсталлятор для самых популярных платформ: exe или msi для Windows, deb или rpm для Linux, dmg для Mac. На сайте Oracle можно найти подробную документацию и огромное количество готовых примеров. Это превращает программирование с JavaFX в легкое и приятное занятие.

Достоинства:

  • быстрая работа за счет графического конвейера;
  • множество различных компонентов;
  • поддержка стилей;
  • утилиты для создания установщика программы;
  • приложение можно запускать как десктопное и в браузере как часть страницы.

Недостатки:

  • фреймворк еще разрабатывается, поэтому случаются и падения и некоторые глюки;
  • JavaFX пока не получил широкого распространения.

Заключение:

Хорошая работа, Oracle. Фреймворк оставляет только позитивные впечатления. Разобраться несложно, методы и интерфейсы выглядят логичными. Хочется пользоваться снова и снова!

Визуальные библиотеки на практике

SWT: погодный виджет

Для демонстрации возможностей наиболее популярных графических библиотек и основных принципов работы с ними сделаем несколько небольших виджетов с отображением различной информации.

И начнем, пожалуй, с самого популярного виджета - отображения текущей погоды, для реализации которого выберем SWT.

Любая программа на SWT начинается с создания объекта Display. Он служит своеобразным контекстом приложения, который содержит необходимые методы для обращения к ресурсам системы и обеспечивает цикл событий. Следующим шагом будет создание не менее важного объекта Shell. Shell представляет собой обычное окно операционной системы. В конструктор shell передается Display, чтобы создать окно верхнего уровня.

Display display = new Display(); shell = new Shell(display, SWT.NO_TRIM);

Так как мы создаем виджет, нам не нужно отображать стандартное обрамление окна и кнопки управления, для этого мы указали флаг NO_TRIM. Для фона мы будем использовать картинку - прямоугольник с закругленными углами. В принципе, окно SWT может принимать любые формы. Чтобы добиться такого эффекта, используем класс Region. Все, что нужно, - добавить в этот класс все видимые точки из картинки фона, пропуская прозрачные.

Загружаем картинку:

Image image = new Image(display, "images/bg.png#26759185");

В изображениях разных форматов прозрачность задается по-разному, поэтому и извлекается информация о прозрачных областях тоже не одинаково. Создаем область фона и добавляем туда все видимые точки:

Region region = new Region(); ImageData imageData = image.getImageData(); if (imageData.alphaData != null) { Rectangle pixel = new Rectangle(0, 0, 1, 1); for (int y = 0; y < imageData.height; y++) { for (int x = 0; x < imageData.width; x++) { if (imageData.getAlpha(x, y) == 255) { pixel.x = imageData.x + x; pixel.y = imageData.y + y; region.add(pixel); } } } } else { ImageData mask = imageData.getTransparencyMask(); Rectangle pixel = new Rectangle(0, 0, 1, 1); for (int y = 0; y < mask.height; y++) { for (int x = 0; x < mask.width; x++) { if (mask.getPixel(x, y) != 0) { pixel.x = imageData.x + x; pixel.y = imageData.y + y; region.add(pixel); } } } }

Устанавливаем форму окна:

Shell.setRegion(region);

Теперь нужно создать слушателя событий для окна. Нас будут интересовать события рисования окна, события мыши и нажатия клавиш, чтобы окно можно было передвигать по экрану.

Listener listener = new Listener() { int startX, startY; public void handleEvent(Event e) { if (e.type == SWT.KeyDown && e.character == SWT.ESC) { shell.dispose(); } if (e.type == SWT.MouseDown && e.button == 1) { startX = e.x; startY = e.y; } if (e.type == SWT.MouseMove && (e.stateMask & SWT.BUTTON1) != 0) { Point p = shell.toDisplay(e.x, e.y); p.x -= startX; p.y -= startY; shell.setLocation(p); } if (e.type == SWT.Paint) { e.gc.drawImage(image, imageData.x, imageData.y); } } };

Итак, по нажатию на клавишу Esc окно закроется. При нажатии левой клавиши мыши на области окна запомним координаты нажатия. При движении мыши с зажатой левой клавишей - передвигаем окно на экране соответственно движению. При событии перерисовки - рисуем картинку фона, используя графический контекст GC.

Назначим слушатель соответствующим событиям окна:

Shell.addListener(SWT.KeyDown, listener); shell.addListener(SWT.MouseDown, listener); shell.addListener(SWT.MouseMove, listener); shell.addListener(SWT.Paint, listener);

Устанавливаем размер окна равным размеру изображения:

Shell.setSize(imageData.x + imageData.width, imageData.y + imageData.height);

Открываем окно и запускаем цикл событий:

Shell.open(); while (!shell.isDisposed ()) { if (!display.readAndDispatch ()) display.sleep (); }

Не забываем в конце освободить использованные ресурсы:

Region.dispose(); image.dispose(); display.dispose();

Запустив программу на этом этапе, мы получим прямоугольничек, который можно двигать мышкой и закрывать по Esc.

Настало время добавить содержания. Будем отображать текущую погоду в виде иконки состояния (солнечно, дождь, снег…), показаний температуры и времени последнего обновления.

Для расположения графических компонентов в окне в нужном виде используются менеджеры компоновки. Менеджер компоновки занимается не только расположением компонентов, но и изменением их размеров при изменении размеров окна. Для нашего виджета будем использовать GridLayout. Этот менеджер располагает компоненты в ячейках воображаемой таблицы. Создаем GridBagLayout на две колонки с различной шириной колонок (флаг false в конструкторе), устанавливаем его в качестве менеджера компоновки окна:

GridLayout layout = new GridLayout(2, false); shell.setLayout(layout);

Для картинки статуса используем компонент Label. В качестве родителя передаем объект окна. Вторым параметром можно установить стиль компонента. Для каждого компонента набор возможных флагов стиля разный, их можно посмотреть в документации или прямо в исходниках компонента.

//draw status image Label imageLabel = new Label(shell, SWT.NONE); imageLabel.setLayoutData(new GridData(SWT.LEFT, SWT.TOP, true, true, 1, 1));

Флаги в классе GridData означают, что метка будет располагаться слева вверху, будет растягиваться горизонтально и вертикально (флаги, установленные в true) при наличии свободного места и занимает одну строку и один столбец таблицы компоновки.

В SWT нет прозрачного фона компонентов, и позади картинки статуса будет красоваться белый фон, чего, конечно, не хотелось бы. Поэтому создадим объект Color с цветом фона окна:

Color bgColor = new Color(display, 0x2b, 0x2b, 0x2b);

В конце программы этот объект также необходимо очистить, вызвав метод dispose. Устанавливаем цвет фона и картинку статуса, которую можно загрузить из файла точно так же, как мы загрузили картинку фона вначале:

ImageLabel.setBackground(bgColor); Image statusImage = new Image(display, "images/1.png#26759185"); imageLabel.setImage(statusImage);

Теперь добавим Label с текущей температурой и расположим его в правой верхней части окна:

Label temperatureLabel = new Label(shell, SWT.NONE); temperatureLabel.setLayoutData(new GridData(SWT.RIGHT, SWT.TOP, false, false, 1, 1));

Установим какую-нибудь температуру:

TemperatureLabel.setText("+1 \u2103");

Для записи температуры по Цельсию используется юникодный номер соответствующего символа со служебными символами \u.

Шрифт по умолчанию для текстовых меток слишком маленький. Так что создадим новый, побольше:

FontData fD = temperatureLabel.getFont().getFontData(); fD.setHeight(30); fD.setStyle(SWT.BOLD); Font newFont = new Font(display, fD); temperatureLabel.setFont(newFont); Шрифт, как и другие ресурсные объекты, нужно освобождать. Для этого воспользуемся слушателем события разрушения метки:

TemperatureLabel.addDisposeListener(new DisposeListener() { public void widgetDisposed(DisposeEvent e) { newFont.dispose(); } });

Наконец, добавим метку с описанием погодных условий:

Label descriptionLabel = new Label(shell, SWT.WRAP); descriptionLabel.setLayoutData(new GridData(SWT.FILL, SWT.CENTER, true, true, 2, 1)); descriptionLabel.setText("Облачно с прояснениями, небольшой дождь"); descriptionLabel.setBackground(bgColor); descriptionLabel.setForeground(display.getSystemColor(SWT.COLOR_WHITE));

Текст может быть довольно длинным, так что при создании метки указываем флаг WRAP, чтобы текст автоматически разбивался на несколько строк при нехватке места. Расположим компонент по центру и разрешим ему заполнить все горизонтальное пространство. Также укажем, что компонент занимает два столбца таблицы компоновки. Запускаем и получаем окошко с картинки «Виджет погоды».

Теперь можно прикрутить какой-нибудь сервис погоды, создать таймер для автоматического обновления - и виджет готов.

Swing: всегда свежие новости

На Swing мы напишем виджет для отображения RSS-новостей. Начинаем, как и в прошлый раз, с создания окна. Класс, реализующий функционал стандартного окна в Swing, называется JFrame. По умолчанию закрытие окна приложения в Swing не приводит к остановке программы, так что лучше прописать, как должно себя вести окно при закрытии:

JFrame frame = new JFrame(); frame.setDefaultCloseOperation(WindowConstants.EXIT_ON_CLOSE);

Для представления новостей лучше всего подходит таблица. Swing построен на паттерне «Модель -представление - контроллер» (MVC). В архитектуре MVC модель предоставляет данные, представление отвечает за отображение данных (например, текст, поля ввода), а контроллер обеспечивает взаимодействие между моделью и представлением. Таблица хорошо демонстрирует этот подход. Для представления данных используется класс, реализующий интерфейс TableModel.

Для хранения информации о доступных новостях заведем класс FeedMessage c полями для названия статьи и даты выхода:

Public class FeedMessage { public String title; public Date publicationDate; }

Чтобы упростить и ускорить разработку, наследуем нашу модель данных от класса AbstractTableModel, который предлагает готовую реализацию почти всех методов интерфейса TableModel.

Public class RssFeedTableModel extends AbstractTableModel { private List entries = new ArrayList<>(); public void updateData(List entries) { this.entries = entries; fireTableDataChanged(); } public int getRowCount() { return entries.size(); } public int getColumnCount() { return 2; } public Object getValueAt(int rowIndex, int columnIndex) { switch (columnIndex) { case 0: return entries.get(rowIndex).title; case 1: return entries.get(rowIndex).publicationDate; } return null; } }

Метод fireTableDataChanged сообщает представлению, что модель данных изменилась и необходима перерисовка.

Создаем таблицу и немного изменяем ее вид, чтобы она была больше похожа на виджет. Убираем линии между строками и столбцами, увеличиваем высоту строки и убираем заголовок таблицы с названиями колонок:

JTable table = new JTable(new RssFeedTableModel()); table.setShowGrid(false); table.setIntercellSpacing(new Dimension(0, 0)); table.setRowHeight(30); table.setTableHeader(null);

Теперь займемся внешним видом ячеек. Swing позволяет назначать отдельные классы представления для разных типов данных. За отрисовку отдельных ячеек таблицы отвечает класс, наследующий интерфейс TableCellRenderer. По умолчанию используется DefaultTableCellRenderer, который представляет собой текстовую метку.

Назначим свой отрисовщик ячейки для данных типа String. Изменим стандартный цвет шрифта и сделаем чередующийся цвет фона, чтобы улучшить читаемость.

Table.setDefaultRenderer(String.class, new DefaultTableCellRenderer() { Color oddColor = new Color(0x25, 0x25, 0x25); Color evenColor = new Color(0x1a, 0x1a, 0x1a); Color titleColor = new Color(0x3a, 0xa2, 0xd7); public Component getTableCellRendererComponent(JTable table, Object value, boolean isSelected, boolean hasFocus, int row, int column) { super.getTableCellRendererComponent(table, value, isSelected, hasFocus, row, column); setBackground(row % 2 == 0 ? oddColor: evenColor); setForeground(titleColor); setFont(font); return this; } });

Чтобы таблица начала использовать наш отрисовщик, необходимо добавить метод, который возвращает тип данных для каждой ячейки, в модель данных:

Public Class getColumnClass(int columnIndex) { switch (columnIndex) { case 0: return String.class; case 1: return Date.class; } return Object.class; }

Новостей может быть много, поэтому поместим таблицу на панель прокрутки и сделаем ползунок прокрутки невидимым, чтобы он не портил нам дизайн виджета:

JScrollPane scrollPane = new JScrollPane(table); table.setFillsViewportHeight(true); scrollPane.getVerticalScrollBar().setPreferredSize (new Dimension(0,0));

Добавляем компонент прокрутки на главную панель окна. Вторым аргументом можно передать размещение компонента. По умолчанию главная панель окна использует менеджер компоновки BorderLayout, который располагает компоненты по сторонам света. Поместим таблицу с прокруткой в центре.

Frame.getContentPane().add(scrollPane, BorderLayout.CENTER);

Как и в прошлый раз, уберем стандартное обрамление окна. А в качестве заголовка окна будем использовать стилизованную текстовую метку, которую разместим вверху окна.

JLabel titleLabel = new JLabel("Xakep RSS"); Font titleFont = new Font("Arial", Font.BOLD, 20); titleLabel.setFont(titleFont); titleLabel.setHorizontalAlignment(SwingConstants.CENTER); titleLabel.setForeground(Color.WHITE); titleLabel.setPreferredSize(new Dimension(0, 40)); frame.getContentPane().add(titleLabel, BorderLayout.NORTH);

В отличие от SWT, объекты «цвет» и «шрифт» освобождаются автоматически, так что можно больше не переживать за утечки памяти.

Добавляем слушатели мыши, чтобы окно можно было двигать по экрану.

MouseAdapter listener = new MouseAdapter() { int startX; int startY; public void mousePressed(MouseEvent e) { if (e.getButton() == MouseEvent.BUTTON1) { startX = e.getX(); startY = e.getY(); } } public void mouseDragged(MouseEvent e) { Point currCoords = e.getLocationOnScreen(); frame.setLocation(currCoords.x - startX, currCoords.y - startY); } }; titleLabel.addMouseListener(listener); titleLabel.addMouseMotionListener(listener);

Теперь поменяем форму окна на прямоугольник с закругленными углами. Лучше всего это делать в слушателе компонента, так как, если размер окна изменится, форма окна будет правильно пересчитана:

Frame.addComponentListener(new ComponentAdapter() { public void componentResized(ComponentEvent e) { frame.setShape(new RoundRectangle2D.Double(0, 0, frame.getWidth(), frame.getHeight(), 20, 20)); } });

Устанавливаем размер окна, убираем обрамление и делаем окно полупрозрачным.

Frame.setSize(520, 300); frame.setUndecorated(true); frame.setOpacity(0.85f);

Наконец, открываем окно в графическом потоке. SwingUtilities.invokeLater(new Runnable() { public void run() { frame.setVisible(true); } });

Осталось дописать загрузку данных в отдельном потоке, и получим такой вот виджет с последними новостями твоего любимого журнала:).


JavaFX: послушаем музычку

И наконец, гвоздь сезона - JavaFX. Воспользуемся его мультимедийными возможностями и компонентом для построения графиков и сделаем простенький эквалайзер.

Для начала наследуем класс виджета от Application. Это основной класс приложения в JavaFX. Application содержит основные методы жизненного цикла приложения. Компоненты формы создаются в методе start, аргументом которому служит класс Stage. Stage представляет собой окно программы. Изменим стиль окна на TRANSPARENT, чтобы убрать обрамление и кнопки. В Stage помещается класс Scene, в котором задаются размеры окна и цвет фона. В Scene, в свою очередь, передаем класс Group, в который будем помещать дочерние компоненты:

Public void start(Stage primaryStage) { primaryStage.initStyle(StageStyle.TRANSPARENT); Group root = new Group(); Scene scene = new Scene(root, 400, 200, Color.TRANSPARENT); primaryStage.setScene(scene);

Для отображения эквалайзера используем столбиковую диаграмму, по осям которой будем отображать частоту и мощность звука:

CategoryAxis xAxis = new CategoryAxis(); NumberAxis yAxis = new NumberAxis(0,50,10); BarChart bc = new BarChart(xAxis,yAxis); bc.setPrefSize(400, 200); bc.setLegendVisible(false); bc.setAnimated(false); bc.setBarGap(0); bc.setCategoryGap(1); bc.setVerticalGridLinesVisible(false); bc.setHorizontalGridLinesVisible(false); xAxis.setLabel("Частота"); yAxis.setLabel("Мощность"); yAxis.setTickLabelFormatter(new NumberAxis.DefaultFormatter(yAxis, null, "dB"));

Заполняем диаграмму начальными данными:

XYChart.Series series1 = new XYChart.Series(); series1Data = new XYChart.Data; String categories = new String; for (int i=0; i(categories[i], 50); series1.getData().add(series1Data[i]); } bc.getData().add(series1);

Создаем прямоугольник с закругленными углами, чтобы придать виджету соответствующую форму:

Rectangle rectangle = new Rectangle(0, 0, 400, 200); Stop stops = new Stop { new Stop(0, new Color(0, 0, 0, 0.8)), null}; LinearGradient lg2 = new LinearGradient(0, 0, 0, 0, false, CycleMethod.NO_CYCLE, stops); rectangle.setFill(lg2); rectangle.setArcHeight(20); rectangle.setArcWidth(20);

Добавляем оба компонента к группе:

Root.getChildren().addAll(rectangle, bc);

Назначаем слушателей мыши к группе, чтобы двигать окно по экрану:

Root.setOnMousePressed(new EventHandler() { public void handle(MouseEvent me) { initX = me.getScreenX() - primaryStage.getX(); initY = me.getScreenY() - primaryStage.getY(); } }); root.setOnMouseDragged(new EventHandler() { public void handle(MouseEvent me) { primaryStage.setX(me.getScreenX() - initX); primaryStage.setY(me.getScreenY() - initY); } });

Загружаем песню в плеер:

File file = new File("выпусти меня отсюда.mp3"); Media audioMedia = null; audioMedia = new Media(file.toURI().toURL().toString()); audioMediaPlayer = new MediaPlayer(audioMedia);

Добавляем слушатель, который будет обновлять столбиковую диаграмму:

AudioMediaPlayer.setAudioSpectrumListener(new AudioSpectrumListener() { public void spectrumDataUpdate(double timestamp, double duration, float magnitudes, float phases) { for (int i = 0; i < series1Data.length; i++) { series1Data[i].setYValue(magnitudes[i] + 60); } } });

Делаем сцену видимой и запускаем песню:

PrimaryStage.show(); audioMediaPlayer.play();

Запускаем приложение:

Public static void main(String args) { launch(args); }

И наслаждаемся такой вот красотой.

Loading...Loading...