Как работает режим записи raw jpeg. Формат RAW: что это такое. RAW или JPEG что лучше? Высокий уровень качества изображения

Что такое RAW изображения? Равы — это необработанный цифровой формат камеры. Съемка в этот формат считается существенной для большинства современных пользователей цифровых камер.

Формат RAW в цифровой фотографии соответствует негативу в плёночной: в нём содержится необработанная, «сырая» информация о пикселях прямо с сенсора цифровой камеры. Файл RAW не проходил даже демозаику и потому содержит просто значения красного, зелёного или синего в каждом из пикселей. Обычно цифровые камеры обрабатывают этот файл, преобразовывая его в полноцветный файл формата JPEG или TIFF, и записывают на карту памяти результат. При цифровые камеры должны принять несколько принципиальных решений, и потому исходный RAW предоставляет вам больше контроля над тем, как будет выглядеть результирующий JPEG или TIFF. Данная статья призвана проиллюстрировать технические преимущества RAW-файлов, а также даёт советы о том, когда их использовать.

RAW-файл преобразуется в итоговое изображение в формате JPEG или TIFF в несколько этапов, каждый из которых может вносить необратимую коррекцию изображения. Одно из ключевых преимуществ формата RAW в том, что он позволяет фотографу отложить эти коррективы, предоставляя ему возможность применить их самостоятельно с большей гибкостью, так, как это наиболее подходит каждому изображению. Следующая диаграмма иллюстрирует последовательность обработки:

  1. Демозаик
    Баланс белого
  2. Тональные кривые
    Контраст
  3. Насыщенность цветов
    Резкость
  4. Преобразование в 8 бит
    Сжатие JPEG, tiff

Демозаика и баланс белого включают в себя интерпретацию и преобразование данных с матрицы Байера в изображение со всеми тремя базовыми цветами в каждом пикселе и осуществляются в один этап. Именно Байеровская м атрица заставляет первое изображение выглядеть более зернистым, чем остальные два, а также придаёт изображению избыток зелёного.

Наш глаз воспринимает разницу в освещённости логарифмически, и потому когда интенсивность света нарастает вчетверо, мы воспринимаем это как удвоение освещённости. Цифровая камера иначе записывает разницу в освещённости, линейно - удвоение интенсивности света удваивает информацию воспринятую сенсором камеры. Вот почему первое и второе изображения выглядят намного темнее третьего. Чтобы данные считанные с матрицы фотоаппарата, записанные цифровой камерой, преобразовались так, как мы их воспринимаем, необходимо применить тональную компрессию.

Насыщенность цвета и контраст тоже могут быть изменены, в зависимости от параметров настройки вашей камеры. Затем изображение подвергается коррекции резкости, чтобы скомпенсировать сглаживание, вызванное демозаикой, которое заметно на втором изображении.

Высокая разрядность RAW-изображения далее преобразуется в 8 бит на канал и подвергается JPEG-компрессии на основе параметров настройки сжатия вашей камеры. Вплоть до этого момента данные RAW изображения всё ещё находится в буферной памяти цифровой камеры.

Есть несколько преимуществ применения любого из вышеописанных этапов преобразования RAW впоследствии на персональном компьютере в противовес обработке в цифровой камере. Следующие разделы описывают, как использование RAW-файлов может повысить качество этих преобразований.

RGB = demosaic преобразует закодированное изображение шаблона Bayer I, в изображение truecolor RGB, используя линейную интерполяцию с корректировкой по градиенту.

Демозаика фильтра Bayer или матрица цветных фильтров относится к расположению цветных фильтров, которые позволяют каждому пикселю в матрице цифровой камере записывать только красные, зеленые или синие данные. Шаблоны подчеркивают количество зеленых датчиков, которые имитируют большую чувствительность человеческого глаза к зеленому свету. Функция использует интерполяцию, чтобы преобразовать двумерные Байеровские закодированные данные в полноцветное изображение.

Это весьма ресурсоёмкий процесс, и потому лучшие алгоритмы демозаики требуют большой процессорной мощности, поэтому цифровые камеры наделены процессором. Большинство цифровых камер преобразуют равы с разумным уменьшением качества, чтобы это происходило за разумное время. Применение демозаики на персональном компьютере позволяет использовать лучшие алгоритмы, поскольку его процессор как правило намного мощнее, чем у типовой цифровой камеры. Лучшие алгоритмы могут выжать чуть больше из сенсора вашей камеры, обеспечив большее разрешение, меньший шум, большую точность оттенков и меньший муар.

JPEG-изображение из камеры неспособно разрешить настолько близкие линии, как RAW. И даже цифровой негатив не позволяет достичь идеального отображения линий, поскольку процесс демозаики всегда вносит в изображение некоторое сглаживание. Только сенсоры, получающие все три цвета в каждом пикселе, смогли бы достичь идеального изображения (такие как Foveon).

Гибкий баланс белого

Баланс белого - это процесс исключения ненатурального соотношения цветов, так чтобы объекты, являющиеся белыми, отображались как белые на вашем снимке. Соотношение цветов в JPEG-изображении зачастую может быть изменено последующей обработкой, но за счёт глубины цветности и цветовой гаммы. Связано это с тем, что баланс белого по сути применяется дважды: сперва при преобразовании рав и затем заново при пост-процессинге. Цифровые негативы дают вам возможность применить баланс белого к фотографии после съёмки - без напрасных битовых потерь.

Высокая разрядность

В действительности цифровые камеры записывают каждый цветовой канал с гораздо большей точностью, чем 8 бит (256 уровней) на канал, используемых в JPEG-изоображениях (см. «Что такое разрядность»). Большинство современных камер записывают каждый канал с 12-битной точностью (2 12 = 4096 уровней), предоставляя в несколько раз больше градаций цветности, что может быть достигнуто с использованием JPEG из камеры. Большая разрядность уменьшает подверженность изображения постеризации и повышает гибкость при выборе цветового пространства при пост-обработке.

Динамический диапазон и компенсация экспозиции

Формат RAW обычно обеспечивает намного больший «динамический диапазон», чем JPEG, в зависимости от того, как камера создаёт свой JPEG. Динамический диапазон определяется как интервал светотени, который камера может различить между абсолютно чёрным и абсолютно белым. Поскольку исходные данные о цветах не были подвергнуты логарифмированию с использованием кривых (см. введение), экспозиция в RAW-файл может подвергаться впоследствии экспокоррекции. Экспокоррекция позволяет скорректировать ошибку экспозамера или же может помочь вытянуть детали, потерянные на свету или в тенях. Следующий пример был снят в направлении на солнце и показывает один и тот же RAW-файл с коррекцией на -1 ступень, 0 (без коррекции) и +1 ступень. Наведите курсор на подписи, чтобы увидеть, как экспокоррекция влияет на изображение

Примечание: +1 и -1 ступень означает увеличение или уменьшение освещённости вдвое, соответственно.

Экспокоррекцию могут также записывать как eV, например, +1 eV.

Обратите внимание на большое количество деталей на свету и в тенях в этих трёх изображениях. Аналогичных результатов невозможно было бы достичь, просто высветляя или затемняя файл JPEG - ни в динамическом диапазоне, ни в оттенках. Для лучшей передачи этого широкого динамического диапазона можно использовать .

Повышение чёткости RAW изображения

Поскольку RAW-файл не обрабатывался, камера не применяла к нему коррецкию резкости. Так же как и с дематризацией, лучшие алгоритмы повышения резкости зачастую намного более ресурсоёмки. Таким образом, повышение резкости, выполненное на персональном компьютере, может вызвать меньше гало-дефектов при аналогичной степени коррекции (примеры дефектов резкости см. в главе «Повышение резкости с помощью «нерезкой маски»»).

Поскольку резкость зависит от предполагаемой дистанции обзора вашего изображения, формат RAW также обеспечивает больше контроля над тем, какой тип и объём коррекции резкости будет применяться (на ваше усмотрение). Коррекция резкости обычно является финальным шагом пост-обработки, поскольку её невозможно отменить, посему иметь уже скорректированный JPEG неоптимально.

Сжатие без потерь

Компрессия:

Без потерь

С потерями

В формате RAW применяется сжатие без потерь, и потому оно не страдает от дефектов компрессии, заметных на «теряющем» сжатии JPEG. RAW-файлы содержат больше информации и лучше поддаются сжатию, чем TIFF, и притом без дефектов компрессии формата JPEG.

Примечание: Kodak и Nikon применяют алгоритм сжатия RAW с небольшими потерями, хотя и в этом случае любые дефекты значительно меньше, чем в аналогичном изображении в формате JPEG. Кроме того, эффективность сжатия формата RAW зависит от производителя цифровой камеры. Изображение показано в масштабе 200%. Сжатие JPEG с сохранением 60% в Adobe Photoshop.

Недостатки RAW изображения

  1. RAW-файлы намного больше, чем аналогичные файлы формата JPEG, и потому быстрее заполняют карту памяти.
  2. Обработка RAW-файлов занимает больше времени, поскольку они могут потребовать ручной работы на каждом этапе преобразования.
  3. RAW-файлы часто дольше пишутся на карту памяти, что приводит к меньшему количеству кадров в секунду, чем при использовании формата JPEG.
  4. RAW-файлы не могут быть незамедлительно предъявлены зрителям и заказчикам, поскольку они требуют специальных программ для своей загрузки, а следовательно их сперва необходимо преобразовать в JPEG.
  5. RAW-файлы требуют более мощного компьютера с большим количеством оперативной памяти (RAM).

Прочие соображения

Одна из проблема формата RAW в том, что он не стандартизован. У каждой камеры свой формат RAW, и может оказаться, что одна программа неспособна прочитать все форматы. К счастью, Adobe анонсировал спецификацию цифрового негатива (DNG), призванную стандартизировать формат RAW. Вдобавок, любая камера, которая способна сохранять RAW-файлы, должна поставляться с собственной программой для их считывания.

Хорошие программы преобразования RAW могут производить пакетную обработку и зачастую автоматизируют все этапы преобразования, кроме тех, которые вы захотите изменить. Это может снизить или даже исключить преимущество файлов формата JPEG в простоте использования.

Многие новые камеры способны записывать и RAW, и JPEG одновременно. Это позволяет вам немедленно получить итоговое изображение, но сохранить при этом и «негатив» в RAW на случай, если впоследствии захочется большей гибкости.

Так что же лучше, RAW или JPEG? Однозначного ответа нет, поскольку это зависит от типа съёмки. В большинстве случаев RAW-файлы представляют собой лучшее решение в связи со своими техническими преимуществами и падением стоимости больших карт памяти. RAW-файлы предоставляют фотографу намного больше контроля, но за счёт скорости обработки, занимаемого места и простоты использования. Порой для спорта и журналистики морока с обработкой RAW того не стоит, притом пейзажные и художественные фотографы часто выбирают RAW, чтобы выжать максимум потенциального качества из своей цифровой камеры.

Raw (англ. raw - сырой, необработанный) - формат цифровой фотографии, содержащий необработанные данные, полученные с фотоматрицы. В таких файлах содержится полная информация о хранимом сигнале, не имеющая чёткой спецификации (стандарта).

Формат RAW в цифровой фотографии соответствует негативу в плёночной: в нём содержится необработанная информация о пикселях прямо с сенсора цифровой камеры.

В Raw-файлах цифровых фотоаппаратов обычно содержатся:
— дискретные значения напряжения элементов матрицы (до интерполяции для матриц, использующих массивы цветных фильтров)
— метаданные - идентификация камеры;
— метаданные - техническое описание условий съёмки;
— метаданные - параметры обработки по умолчанию;
— «превью», обычно JPEG среднего качества.

Файл RAW не проходил даже дематризацию.

Дематризация - сложный процесс, поэтому большинство цифровых камер применяют влияющие на качество упрощения, чтобы преобразовать RAW-файл в TIFF или JPEG. Персональный компьютер с более мощным процессором позволяет использовать более совершенные алгоритмы. То же самое касается и коррекции резкости изображения, которая требует больших вычислительных ресурсов. Файл RAW содержит просто значения красного, зелёного или синего в каждом из пикселей. Обычно цифровые камеры обрабатывают этот файл, преобразовывая его в полноцветный файл формата JPEG или TIFF, и записывают на карту памяти результат.

При обработке RAW-файла цифровые камеры должны принять несколько принципиальных решений, и потому исходный RAW предоставляет автору больше контроля над тем, как будет выглядеть финальный JPEG или TIFF. Автор сам выбирает необходимые параметры в процессе преобразования формата RAW в JPEG на компьютере.

RAW-файл преобразуется в итоговое изображение в формате JPEG или TIFF в несколько этапов, каждый из которых может вносить необратимую коррекцию изображения. Одно из ключевых преимуществ формата RAW в том, что он позволяет фотографу выполнить коррекцию самостоятельно, так, как это требуется каждому изображению.

Виды RAW-форматов

Каждый производитель фототехники в своё время разработал собственный формат RAW для собственных матриц фотокамер:

  • .nef, .nrw - Nikon;
  • .crw, .cr2 - Canon;
  • .arw, .srf, .sr2 - Sony;
  • .orf - Olympus;
  • .raw, .rw2 - Panasonic;
  • .raf - Fujifilm;
  • .ptx, .pef - Pentax;
  • .raw, .rwl, .dng - Leica;
  • .srw - Samsung;
  • .dcr, .kdc - Kodak;
  • .mrw - Minolta;
  • .3fr - Hasselblad;
  • .x3f - Sigma;
  • .dng - Adobe;
  • .bay - Casio;
  • .erf - Epson;
  • .r3d - Red One.

Преимущества преобразования RAW в JPEG на персональном компьютере

Дематризация

Дематризация - весьма ресурсоёмкий этап, и потому лучшие алгоритмы дематризации требуют больше процессорной мощности, чем есть у современных цифровых камер. Применение дематризации на персональном компьютере позволяет использовать лучшие алгоритмы, поскольку его процессор как правило намного мощнее, чем у типовой цифровой камеры. Лучшие алгоритмы могут выжать чуть больше из сенсора вашей камеры, обеспечив большее разрешение, меньший шум, большую точность оттенков и меньший муар.

Гибкий баланс белого

Баланс белого - это процесс исключения ненатурального соотношения цветов, так что объекты, являющиеся белыми, будут отображены как белые на вашем снимке. Соотношение цветов в JPEG-изображении зачастую может быть изменено последующей обработкой, но за счёт глубины цветности и цветовой гаммы. Связано это с тем, что баланс белого по сути применяется дважды: сперва при преобразовании RAW и затем заново при пост-процессинге. RAW-файлы дают вам возможность применить баланс белого к фотографии после съёмки - без напрасных битовых потерь.

Высокая разрядность

В действительности цифровые камеры записывают каждый цветовой канал с гораздо большей точностью, чем 8 бит (256 уровней) на канал, используемых в JPEG-изоображениях (см. «Что такое разрядность»). Большинство современных камер записывают каждый канал с 12-битной точностью (2 12 = 4096 уровней), предоставляя в несколько раз больше градаций цветности, чем может быть достигнуто с использованием JPEG из камеры. Большая разрядность уменьшает подверженность изображения постеризации и повышает гибкость при выборе пространства цветности, а также в пост-обработке.

Динамический диапазон и компенсация экспозиции

Формат RAW обычно обеспечивает намного больший «динамический диапазон», чем JPEG, в зависимости от того, как камера создаёт свой JPEG. Динамический диапазон определяется как интервал светотени, который камера может различить между абсолютно чёрным и абсолютно белым. Поскольку исходные данные о цветах не были подвергнуты логарифмированию с использованием кривых, экспозиция в RAW-файл может подвергаться впоследствии экспокоррекции. Экспокоррекция позволяет скорректировать ошибку экспозамера или же может помочь вытянуть детали, потерянные на свету или в тенях.

Повышенная чёткость

Поскольку RAW-файл не обрабатывался, камера не применяла к нему коррецкию резкости. Так же, как и с дематризацией, лучшие алгоритмы повышения резкости более ресурсоёмки. Таким образом, повышение резкости, выполненное на персональном компьютере, может вызвать меньше гало-дефектов при аналогичной степени коррекции.

Поскольку резкость зависит от предполагаемой дистанции обзора вашего изображения, формат RAW также обеспечивает больше контроля над тем, какой тип и объём коррекции резкости будет применяться (на ваше усмотрение). Коррекция резкости обычно является финальным шагом пост-обработки, поскольку её невозможно отменить, посему иметь уже скорректированный JPEG неоптимально.

Сжатие без потерь

В формате RAW применяется сжатие без потерь, и потому оно не страдает от дефектов компрессии, заметных на «теряющем» сжатии JPEG. RAW-файлы содержат больше информации и лучше поддаются сжатию, чем TIFF, и притом без дефектов компрессии формата JPEG.

Недостатки формата RAW

  • RAW-файлы намного больше, чем аналогичные файлы формата JPEG, и потому быстрее заполняют карту памяти.
  • Обработка RAW-файлов занимает больше времени, поскольку они могут потребовать ручной работы на каждом этапе преобразования.
  • RAW-файлы часто дольше пишутся на карту памяти, что приводит к меньшему количеству кадров в секунду, чем при использовании формата JPEG.
  • RAW-файлы не могут быть незамедлительно предъявлены зрителям и заказчикам, поскольку они требуют специальных программ для своей загрузки, а следовательно их сперва необходимо преобразовать в JPEG.
  • RAW-файлы требуют более мощного компьютера с большим количеством оперативной памяти (RAM).

Прочие соображения

Одна из проблем формата RAW в том, что он не стандартизован. У каждой камеры свой формат RAW, и может оказаться, что одна программа неспособна прочитать все форматы. К счастью, Adobe анонсировал спецификацию цифрового негатива (DNG), призванную стандартизировать формат RAW. Вдобавок, любая камера, которая способна сохранять RAW-файлы, должна поставляться с собственной программой для их считывания.

Хорошие программы преобразования RAW могут производить пакетную обработку и зачастую автоматизируют все этапы преобразования, кроме тех, которые вы захотите изменить. Это может снизить или даже исключить преимущество файлов формата JPEG в простоте использования.

Многие новые камеры способны записывать и RAW, и JPEG одновременно. Это позволяет вам немедленно получить итоговое изображение, но сохранить при этом и «негатив» в RAW на случай, если впоследствии захочется большей гибкости.

Итоги

Так что же лучше, RAW или JPEG? Однозначного ответа нет, поскольку это зависит от типа съёмки. В большинстве случаев RAW-файлы представляют собой лучшее решение в связи со своими техническими преимуществами и падением стоимости больших карт памяти. RAW-файлы предоставляют фотографу намного больше контроля, но за счёт скорости обработки, занимаемого места и простоты использования. Порой для спорта и журналистики морока с обработкой RAW того не стоит, притом пейзажные и художественные фотографы часто выбирают RAW, чтобы выжать максимум потенциального качества из своей цифровой камеры.

Дискуссии о том какой формат съемки RAW или JPG является лучшим, мне кажутся бесконечными. Некоторые фотографы говорят, что снимать нужно в RAW, а другие говорят, что снимать в формате JPEG. Так что же такое формат RAW в цифровой фотографии и каковы его преимущества и недостатки по сравнению с JPEG? Наличие глубокого понимания форматов файлов и их различий очень важно для фотографов, чтобы сделать правильный выбор при настройке камеры.

Эта фотография была сделана в формате RAW, а затем преобразована в JPEG с помощью Lightroom. Использование изображения RAW позволило мне сохранить максимально возможное количество светлых и темных деталей, что было бы невозможно с JPEG

Fujifilm X-T20 + XC16-50mmF3,5-5,6 OIS II @ 16,7 мм , ISO 200, 1/6, f / 8,0

Я помню, как впервые просматривал настройки камеры и читал руководство, размышляя о том, что делает RAW и почему я должен рассмотреть возможность его использования. С JPEG все было просто - это формат изображения по умолчанию, который используется в большинстве смартфонов и камер типа «наведи и снимай», поэтому мы знаем, чего от него ожидать. Но когда я наткнулся на формат изображений RAW, я хотел выяснить, как он влияет на изображения, так как само слово «сырье» (RAW – англ. Сырье, Сырой) звучало для меня интригующе. Поэтому я пошел дальше и изменил настройки камеры на RAW и попытался сделать снимок. Первое, что я заметил, было то, как вдруг моя карта памяти стала меньше. «Подожди секунду, почему число картинок уменьшилось с нескольких тысяч до менее чем 500?» - вот что пришло мне в голову. На ЖК-дисплее изображение выглядело точно так же, но при этом оно занимало в три раза больше памяти. Вот облом, подумал я. Затем я взял карту памяти и вставил ее в свой ноутбук. К моему удивлению, я даже не мог открыть эти RAW файлы. «Бесполезно», воскликнул я, а затем изменил настройки камеры обратно на JPEG.

Звучит знакомо? Если вы находитесь в подобной ситуации, не совершайте ошибку, отказавшись от RAW, как я однажды сделал, и читайте дальше. Вы действительно должны понять все преимущества и недостатки обоих форматов, прежде чем принимать это важное решение.

Что такое RAW-изображение?

Изображение RAW (также известное как «цифровой негатив») - это файл изображения, который содержит необработанные или минимально обработанные данные с датчика цифровой камеры. Подобно необработанным пищевым ингредиентам, которые необходимо готовить перед употреблением, изображение RAW также необходимо подвергать последующей обработке в графическом редакторе, прежде чем оно будет готово для печати, публикации в интернет или показу на любом устройстве. В отличие от файлов JPEG, которые могут быть легко открыты, просмотрены и распечатаны большинством программ для просмотра и редактирования изображений, RAW является более “узким” форматом, привязанным к конкретной модели камеры. Следовательно, чтобы программное обеспечение могло работать с файлом RAW, оно должно быть совместимо с конкретной камерой, с которой было снято изображение RAW. Постобработка изображений RAW может дать больший динамический диапазон с лучшими параметрами восстановления светлых участков и теней, превосходные цвета и в некоторых случаях даже может обеспечить больше деталей по сравнению с изображениями JPEG.

Файлы RAW обычно состоят из трех основных частей: фактические данные RAW c матрицы датчика изображения, обработанный камерой полноразмерный JPEG файл для предпросмотра+ миниатюра и вся соответствующая информация заголовка и метаданных. Чтобы камеры могли отображать записанное изображение на ЖК-дисплее, используется обработанный камерой JPEG файл для пердпросмотра. Заголовок изображения, а также части метаданных используются для того, чтобы сказать графическим редакторам, с какими настройками был и на каком оборудовании сделан кадр. Эта информация нужна для проявки RAW, а также для фильтрации, сортировки и каталогизации изображений. Это снимок из Колорадоских гор Сан-Хуан был сфотографирован в формате RAW, а затем преобразован в JPEG с помощью Lightroom.


Colorado Fall Colours Road, постобработка в Lightroom с 14-битным RAW-изображением .

Преимущества формата RAW

Гораздо больше оттенков цвета . По сравнению с 8-битным изображением JPEG, которое может содержать только до 16,8 миллионов цветов (256 тональных значений для красного, зеленого и синего каналов), 12-битное изображение RAW может содержать до 68,7 миллиардов цветов (4096 тональных значений на цветовой канал). Переход к 14-битным RAW-изображениям значительно увеличивает тональные значения RGB до 16384, что увеличивает потенциал до 4,4 триллиона цветов. А некоторые высококачественные камеры даже способны записывать 16-битные изображения RAW, что дает 65 536 тональных значений на цветовой канал, что приводит к ошеломляющим 281 триллионам цветов. Если вы задаетесь вопросом о разнице между этим числом и JPEG, это в 16,8 миллиона раз больше!

Более широкий динамический диапазон и цветовая гамма. RAW-изображение содержит более широкий динамический диапазон и цветовую гамму по сравнению с JPEG-изображением. Для восстановления ярких участков и теней, когда изображение или части изображения недоэкспонированы или передержаны, изображение RAW обеспечивает гораздо лучший потенциал восстановления провалов в светах или тенях по сравнению с JPEG.

Более тонкие возможности управления и настройки . Когда изображение RAW генерируется, все параметры камеры, включая информацию о камере и информацию о производителе (также известную как метаданные изображения), добавляются в файл вместе с данными RAW с датчика изображения. Затем метаданные используются для процесса демозаики и преобразования RAW в графическое изображение. Этот процесс преобразует черно-белое RAW-изображение в цветное и применяет особую гамма-коррекцию, баланс белого, яркость, контрастность и другие настройки. Это означает, что само изображение RAW остается неизмененным - вы можете внести изменения в изображение позже в приложениях постобработки, таких как Lightroom и Photoshop.

Можно настроить цветовое пространство уже после съемки . Подобно балансу белого, цветовое пространство (например, sRGB или Adobe RGB) также не сохраняется в изображениях RAW, что означает, что вы можете позже изменить его на любое цветовое пространство.

RAW изображения без потерь . В отличие от JPEG, изображения RAW обычно используют сжатие без потерь (если не выбрано специальное сжатие RAW с потерями), то есть они не страдают от артефактов сжатия изображений.

Более резкие снимки . Для RAW файлов в отличии от JPG, резкость не усиливается программными средствами фотокамеры, что означает, что вы можете использовать более качественные и более сложные алгоритмы повышения резкости для ваших фотографий.

Может использоваться для преобразования в другие форматы RAW . При использовании формата RAW, изображения можно объединять для создания HDR или панорам в формате файлов DNG при использовании Adobe Photoshop Lightroom. Это открывает возможности для редактирования изображений так же, как файлов RAW, с максимальным потенциалом редактирования и опциями восстановления.

Доказательство владения и подлинности . В отличие от изображений в формате JPEG, которыми легко манипулировать, изображения RAW можно использовать в качестве подтверждения вашего права собственности и подлинности фотографии. Если вы увидели инопланетянина и у вас есть RAW-изображение, чтобы доказать это, никто не сможет утверждать, что вы “отфотошопили” фотографию:)

Недостатки формата RAW

RAW файл должен быть проявлен . RAW-файлы требуют пост-обработки и преобразования в формат, такой как JPEG, прежде чем их можно будет нормально просматривать, что добавляет время вашему рабочему процессу фотографии.

Требуется больше места для хранения . Изображения RAW занимают гораздо больше места для хранения, чем изображения JPEG. Это означает, что на ваших картах памяти может храниться меньше изображений, а буфер камеры может быстро заполняться, что приводит к значительному снижению количества кадров в серийной съемке. Вам также потребуется больше места для хранения на вашем компьютере, чтобы сохранить все изображения RAW, которые вы наснимали.

Совместимость с форматом RAW . Файлы RAW не стандартизированы для разных производителей. Например, программное обеспечение Nikon не может читать файлы Canon и наоборот. Кроме того, не все программы просмотра и редактирования изображений могут открывать все файлы RAW. Если у вас есть новая камера, которая только что была выпущена, вам, возможно, придется подождать некоторое время, чтобы компании-разработчики догнали и обновили свое программное обеспечение, чтобы ваши файлы RAW можно было открывать и обрабатывать.

Невозможность обмена. Вам придется конвертировать файлы RAW в совместимый формат, такой как JPEG или TIFF, прежде чем вы сможете передать их своим друзьям и клиентам, поскольку у них может не быть надлежащих инструментов для их просмотра.

Больше файлов . Поскольку файлы RAW не могут быть изменены сторонним программным обеспечением, ваши настройки должны быть сохранены в отдельном дополнительном файле (XMP). Кроме того, вы, скорее всего, также будете хранить постобработанные изображения JPEG, что приведет к большему количеству файлов.

Более долгое резервное копирование . Из-за больших размеров файлов изображений RAW процедура резервного копирования занимает гораздо больше времени.

Это изображение было снято в формате RAW, а затем преобразовано в JPEG с помощью Adobe Photoshop Lightroom


Бедуины со своими верблюдами. Это изображение было снято в формате RAW и преобразовано в JPEG после небольшой обработки

NIKON Z 7 + NIKKOR Z 24-70 мм f / 4 S @ 70 мм , ISO 100, 1/2000, f / 8,0

Что такое изображение в формате JPEG?

JPEG - это формат изображения, который использует сжатие с потерями данных для хранения и отображения цифровых изображений. Благодаря высокой эффективности сжатия, это самый популярный и самый распространенный формат изображений на сегодняшний день, причем большинство устройств и программного обеспечения имеют встроенные возможности для чтения и отображения снимков в JPEG. Для сжатия изображений JPEG могут применяться различные уровни качества (обычно в процентах), что влияет на общее качество и конечный размер изображения. Низкое качество преобразования приводит к более высоким степеням сжатия, меньшим файлам и появлением артефактов сжатия, в то время как изображения, сохраненные с настройкой более высокого качества, уменьшат вероятность появления артефактов сжатия за счет увеличения размера файлов.

Преимущества формата JPEG

Уже обработан. Изображения JPEG полностью обрабатываются в камере, и все параметры, такие как баланс белого, насыщенность цвета, тоновая кривая, повышение резкости и цветовое пространство, уже применены к фотоснимку. Таким образом, вам не нужно тратить время на пост-обработку изображения, оно в основном готово к использованию.

Маленький размер . Изображения в формате JPEG намного меньше по размеру, чем изображения в формате RAW, и, следовательно, занимают намного меньше места на компьютере и в других местах.

Совместимость . Большинство современных устройств и программного обеспечения поддерживают изображения JPEG, что делает формат чрезвычайно совместимым и практичным.

Не тормозят вашу фотокамеру . Из-за меньшего размера, камеры могут записывать файлы JPEG намного быстрее по сравнению с файлами RAW, что увеличивает количество кадров, которые могут поместиться во буфер камеры. Это означает, что по сравнению с RAW вы можете вести серийную съемку с более высокой частотой кадров в секунду и в течение более длительных периодов времени, не замедляя работу камеры.

Выбор сжатия. Цифровые камеры и программное обеспечение для постобработки обеспечивают различные уровни сжатия для сохранения изображений JPEG, предоставляя вам гибкость и выбор качества изображения в зависимости от размера. Некоторое программное обеспечение, такое как JPEGmini, может автоматически сжимать изображения JPEG без видимой потери качества, что еще больше уменьшает объем памяти.

Более быстрое резервное копирование. Меньший размер также обеспечивает более быстрое и эффективное резервное копирование.

Недостатки формата JPEG

Сжатие с потерями . Алгоритм сжатия изображений с потерями означает, что вы потеряете некоторые данные из ваших фотографий. Эта потеря детализации, особенно в сильно сжатых файлах, может привести к проблемам постеризации, а также к видимым «артефактам» вокруг объектов, которые могут быть заметны невооруженным глазом.

JPEG является 8-битным. Формат изображения JPEG ограничен 8 битами, что накладывает жесткое ограничение в 16,8 миллиона возможных цветов. Это означает, что все другие цвета, которые ваша камера способна записывать, по существу отбрасываются при преобразовании изображения в формат JPEG.

Сильно ограниченные возможности восстановления при постобработке. Изображения JPEG содержат гораздо меньше данных, что значительно ограничивает их динамический диапазон и потенциал восстановления информации в недоэкспонированных или переэкспонированных областях. Это означает, что, если вы переэкспонируете или недоэкспонируете изображение, будет очень трудно, если не невозможно, восстановить детали в этих снимках.

Настройки камеры влияют на изображения JPEG . Поскольку камеры полностью обрабатывают изображения JPEG, любые настройки камеры, которые могут повредить полученное изображение, будут необратимыми. Например, если вы примените слишком много резкости к изображениям, вы не сможете отменить это действие позже.

Так что лучше использовать RAW или JPEG?

Давайте теперь перейдем к самому важному вопросу - должны ли вы использовать RAW или JPEG для своих фотосъемок?

Для меня съемка в RAW намного перевешивает преимущества использования JPEG. Жесткие диски и карты памяти в наши дни недорогие, и размер файла меня не беспокоит даже для резервных копий. Поскольку я уже трачу значительное количество времени на съемку, я не против потратить немного больше времени и усилий на обработку отснятого материала. Правда, если бы мне потребовалось обрабатывать каждое изображение по одному, я бы, конечно, вообще отказался от RAW, потому что у меня не было бы времени, чтобы просмотреть десятки тысяч кадров. Тем не менее, благодаря программам для отбора, каталогизации и постобработки изображений, которые позволяют мне обрабатывать снимки в пакетном режиме, все значительно упростилось.

Вдобавок ко всему, мои затраты времени, а также затраты дискового пространтсва - это относительно небольшие проблемы по сравнению с удивительной способностью восстанавливать информацию из RAW-фотографий. Как и многие другие фотографы, я сталкивался с ситуациями, когда мне удавалось сделать плохо экспонированное изображение или испортить баланс белого на фотографии, на которой запечатлен важный момент, например, на фотографии со свадьбы или на платной корпоративной съемке. Если бы я снимал только в формате JPEG, то потерпел бы фиаско. Но благодаря RAW и его потенциалу восстановления, ошибки экспозиции и баланса белого относительно легко исправить (если ошибки экспозиции не слишком велики). RAW может иметь огромное значение в таких ситуациях, особенно при фотографировании редких, особых моментов, которые невозможно воспроизвести снова.

RAW против JPEG: пример недоэкспонированного изображения

Сейчас я покажу разницу при попытке восстановить данные из RAW-изображения по сравнению с JPEG? Давайте посмотрим на первый пример:


Сильно недоэкспонированный снимок

Я снимал в ручном режиме, и выдержка была настроена под определенное освещение, и пришлось сделать кадр в более темном месте, но поправку выдержки я забыл сделать, в итоге получил вот такой недоэкспонированный кадр. Но так как я снимал в RAW и смог почти полностью восстановить детали, которые в противном случае были бы потеряны. Это был лучший кадр где изображено лицо жениха, и я не хотел потерять такой снимок. Посмотрите на фотографии внизу, первая восстановлена из RAW файла, где я сделал поправку экспозиции на 5 ступеней, вторая фотография восстановлена из JPG файла, который записывается на карту памяти параллельно с RAW. С файлом JPG я провел ту же манипуляцию, что с RAW файлом.



Как видите, разница между ними очень заметна и значительна. Восстановление изображения с помощью экспокоррекции в 5 ступеней в Lightroom, в этом случае было немного экстремальным, и я, конечно же, получил больше шума в конечном изображении, но оно все еще было вполне пригодным для использования. Теперь, если бы я снял одно и то же изображение в формате JPEG и недоэкспонировал его, я бы не смог восстановить все эти данные, и я бы не смог передать такой кадр своим клиентам.

Трудно поверить, что такое восстановление возможно с RAW-файлом, пока вы сами не попробуете. Установите камеру на RAW + JPEG, затем недоэкспонируйте изображение на несколько ступеней и посмотрите, насколько больше у вас есть потенциал восстановления с изображением RAW по сравнению с JPEG. Вы будете поражены тем, что увидите.

RAW против JPEG: восстановление изображения сделанных с длинной выдержкой

Теперь давайте взглянем на еще одну недодержанную фотографию, которую я сделал ночью, используя очень длинную выдержку в 262 секунды. Батарея в моей камере вот-вот разрядилась, поэтому я остановил экспозицию, чтобы заменить батарею:


Сильно недоэкспонированное изображение с большой выдержкой

NIKON Z 7 + NIKKOR Z 35 мм f / 1,8 S @ 35 мм, ISO 64, 262 секунды, f / 4,0

К сожалению, следующий кадр не получился, потому что на рассвете стало намного ярче и звезды исчезли с неба. Я думал, что не смогу восстановить первый кадр, но сдвинув слайдер экспозиции на +4,5 в Lightroom, я смог вытащить все детали снимка, что было невероятно! Затем я настроил несколько параметров изображения, таких как «Света», «Тени», «Белое» и «Контрастность», и вот что я смог получить в результате:


Это изображение полностью восстановлено из тени с поправкой экспозиции в + 4,5 и других настроек в Lightroom

Теперь, я покажу, что получил, сделав те же манипуляции с JPG файлом того же кадра. Вот результат:


Неудачная попытка восстановить изображение JPEG - оно полностью непригодно для использования.

RAW против JPEG: постобработка изображений RAW против JPEG

Следующий пример включает кадр с переэкспонированным небом. Вот оригинальное изображение RAW без какой-либо последующей обработки:


Изображение с переэкспонированным небом

X-H1 + XF35mmF2 R WR @ 35 мм, ISO 200, 1/10, f / 5,6

Первая фотография ниже - это изображение в формате RAW, на котором было восстановлено небо, и произведена другая цветотональная коррекция с помощью Adobe Photoshop Lightroom. Вторая фотография претерпела те же манипуляции, но она была в формате JPG.


Фото в RAW


Фото в JPG

Как видите, исходное изображение JPEG почти не содержало данных, чтобы можно было восстановить небо, поэтому оно выглядит серым. Большая часть облака в правом верхнем углу, а также все облака слева также были переэкспонированы, и я не смог восстановить их. В дополнение ко всему этому, если вы присмотритесь, вы также обнаружите тонкие различия в других областях изображения, которые не идут в пользу JPEG.

RAW против JPEG: сравнение динамического диапазона

Вот пример, это оригинал.


А вот что получилось после обработки. Первое фото восстановлено из RAW путем экспокоррекции в +5 ступеней. Второе фото было снято в JPG и так же претерпело экспокоррекцию в +5 ступеней.



Это радикальная разница в способности восстанавливать цвета и детали!

В любом случае, вот мой вывод о дебатах RAW против JPEG: если вы серьезно относитесь к фотографии, вы всегда должны снимать в формате RAW. Если вы просто фотографируете свою семью для удовольствия, и не занимаетесь постобработкой, тогда обязательно снимайте в формате JPEG.

Про RAW-формат и RAW-конверторы

Сначала скажу пару слов о RAW, потом о конверторах, затем сравню результаты их работы. Материал носит обзорно-ознакомительный характер и предназначен для расширения кругозора; задачи досконально разобраться в особенностях работы каждой программы передо мной не стоит. Интересно должно быь как начинающим, так и продолжающим.

Цифровая фотография устроена таким образом, что результат съёмки наполовину, а может и в большей степени, зависит от компьютерной обработки кадра. И первой программой в стандартном процессе обработки фотографий с зеркальной камеры (или продвинутого компакта) обычно является RAW-конвертор. Я расскажу о том, что это такое, зачем надо и какие RAW-конверторы существуют.

Формат RAW
Необходимо понимать: нет такого понятия как "RAW-формат". Это общее название файлов с изображениями, которые не обработаны процессором камеры. Каждый производитель придумал свой формат "сырых" картинок. Это NEF для Nikon, PEF для Pentax, CR2 или CRW для Canon. Особенно важно то, что все эти форматы являются закрытыми, т.е. то, как правильно считывать данные из файлов, известно только производителю камеры. Единственный стандартизированный формат RAW - формат DNG, который был разработан и активно пропихивается на рынок компанией Adobe. Последняя камер не выпускает, но свой кусок пирога откусить хочет. Формат DNG поддерживается некоторыми цифровыми камерами, например, Petnax, Samsung или Leica.


Итак, RAW-файл содержит записанный определенным образом необработанный сигнал с матрицы фотокамеры. Также raw-файлы содержат мета-данные, условия съёмки, некоторые параметры обработки. Особенно ценен такой файл тем, что в нем хранятся все данные, полученные с матрицы камеры, а не то, что осталось после конвертирования. Что и дает несравнимо бОльшую по сравнению с форматом TIFF свободу в обработке фотографии (про JPEG вообще молчу - он подразумевает сжатие с потерями) Конечно, raw-файлы занимают в 3-8 раз больше места по сравнению с JPEG; что ж, одновременно качествено и легковесно не бывает.

Отсутствие стандартизации формата raw-файлов легко объяснимо: каждому производителю фото-камер выгодно выпускать программу конвертирования под свой RAW-формат. Например, для Nikon (NEF) это приложение Capture NX 2, для Canon RAW - программа Canon RAW Image Converter. Именно "родная" программа наиболее корректно отображает цвета на фотографии, хорошо подавляет шумы и т.д. в силу того, что "знает", как правильно считать файл. Но это в теории. На практике же стандартные приложения от производителя обладают рядом недостатков (например, Capture NX 2 отличается крайней неторопливостью работы вне зависимости от конфигурации ПК), что побуждает фотографа искать альтернативные способы конвертирования фотографий.

И еще немного о RAW-файлах
В многих камерах реализована возможность выбора битности RAW-файла - 12 или 14 бит. Чем больше бит тратится на описание изображения - тем больше данных будет записано в RAW-файл, и, как следствие, больше деталей и цветов будет содержать картинка. Также понизится шум. Более подробно со сравнением 12 и 14-битных картинок можно ознакомиться в этой статье .

Некоторые камеры, в основном компакты, по умолчанию не поддерживают съёмку в RAW. Тем не менее для ряда камер есть возможность обойти это ограничение. Например, использование альтернативной прошивки камеры под названием CHDK (Canon Hack Development Kit) позволяет включить поддержку RAW для огромного количества "мыльниц" Canon. Ознакомиться со списком поддерживаемых камер и скачать прошивку можно по этому адресу. Помимо поддержки RAW данная прошивка дает доступ ко множеству других скрытых настроек, позволяет использовать фотоаппарат в качестве web-камеры и т.д. Аналогичный фокус можно проделать и с некоторыми компактами Casio.

RAW-файл несет в себе много служебной информации, например, дату съёмки, фокусное расстояние оптики, модель камеры. И если некоторые данные умеет отображать любой просмотрщик, то часть параметров (например, "пробег" камеры - количество срабатываний затвора) показывается далеко не в каждой программе. Для того, чтобы увидеть полное содержимое мета-данных, хранящихся в RAW-файле, я рекомендую использовать бесплатную утилиту PhotoMe . Попробуйте, узнаете много нового.

Чем удобнее всего просматривать RAW-файлы на компьютере? Наиболее распространенным приложением является ACDSee Pro, главный недостатк которого - крайняя громоздкость и медлительность. Близок день, когда на шуточный вопрос "Кто первым сделает свою операционную систему, ACDSee или Nero?" будет дан конкретный ответ. Я же рекомендую пользоваться просмотрщиком FastStone Image Viewer , который при полной бесплатности, весе в 4.53 МБ и поддержке русского языка умеет читать форматы RAW-файлов всех камер, а работает не в пример быстрее ACDSee.

RAW-конвертор
RAW-конвертор - программа, позволяющая получить из сырого RAW-файла готовую картинку в одном из распространенных графических форматов, и пригодную для последующего редактирования в графическом редакторе. Условно можно сравнить этот процесс с проявкой по аналогии с пленочной фотографией. Любой RAW-конвертор имеет свои собственные (отличные от других, что важно) алгоритмы построения изображения, хранящегося в RAW, поэтому конечная картинка в разных конверторах будет выглядеть по-разному. Также любой конвертор имеет базовые функции работы с экспозицией, возможность тонкой подстройки цветов, коррекции геометрии и дефектов изображения. Некоторые конверторы умеют каталогизировать изображения, создавать их резервные копии и даже загружать их на фото-хостинги, например, flickr. Такие программы, как говорят, реализуют "полный цикл обработки", т.е. при помощи одной такой программы можно проделать все мыслимые операции с фотографией, вплоть до нанесения ватермарка и размещения в Интернет.Все конверторы поддерживают открытие формата DNG, а также сохранение в форматы TIFF, JPEG и PNG. В остальном списки поддерживаемых форматов разнятся. Различают также деструктивное и недеструктивное редактирование. В первом случае результаты работы изменяется редактируемый файл. Во втором случае программа сохраняет настройки в отдельном файле, что дает возможность отметить любую коррекцию, а также создать несколько вариантов обработки. Недеструктивное редактирование применяется всеми без исключения современными raw-конверторами.

О железе
Пару слов о конфигурации компьютера, необходимой для комфортной работы с конверторами. Основной совет простой: чем мощнее - тем лучше. RAW-файлы сами по себе весят обычно около 20-30 МБ. Таким образом, для хранения 100 фотографий в RAW понадобится около 2-3 ГБ дискового пространства. Сам по себе процесс конвертирования сильно зависит от алгоритмов конвертора, но обычно всё-таки загружает процессор полностью. Тенденция такова, что все больше и больше программ "затачиваются" под многоядерные и 64-битные процессоры. Например, Adobe Lightroom начиная с версии 2.6 умеет полноценно использовать 4 процессорных ядра. Что касается оперативной памяти, то её должно быть минимум 1.5 ГБ (при работе с Windows 7). А лучше 6 ГБ и Windows 7 x64.

"Объясните мне наглядно, зачем снимать в RAW".

Вот картинка.

Это неправленный JPEG, полученный конвертированием из RAW без каких-либо настроек. Фактически - внутрикамерный JPEG. Подкрутим этот же RAW в DxO, получим следующее:

А теперь применим те же настройки, но к внутрикамерному JPEGу. И сравним:

Понимаете? Слева получается так, как если бы за исходник мы взяли JPEG с камеры. Справа - если бы обрабатывали RAW.

Итак, переходим непосредственно к RAW-конверторам .

В обзор попали следующие программы:
- Adobe Camera RAW (Adobe Lightroom 3 Beta, Adobe Photoshop CS 4)
- ACDSee Pro Photo Manager 3
- Bibble 5 Pro
- DxO Optics Pro 6
- Nikon Capture NX 2
- CaptureOne 5 Pro

Все эти конверторы предназначены для работы под Windows XP/Vista/7.

В обзор не вошли:
- Corel Photo Paint X3. Тоже умеет конвертировать raw-файлы, но лучше бы не умел.
- Конверторы, работающие только под Linux, Mac OS и пр.
- SilkyPix Developer Studio Pro 4.0. По неизвестной причине отказался запускать на моей системе.
- Ufraw и RawTherapee (dcraw), потому что извращение.

Adobe Camera Raw (Lightroom 3 Beta, Photoshop CS 4)
Сайт программы: www.adobe.com
Стоимость Adobe Lightoom 2.6: около 11000 руб.
Поддерживаемые форматы: открытие файлов любых raw и растровых форматов, охранение в JPEG, TIFF, PSD, DNG, оригинальный.

Adobe Camera Raw (далее ACR) является не отдельной программой, а плагином для Adobe Photoshop, а также основой Lightroom. Причем в Photoshop CS 4 на данный момент используется ACR версии 5.6, а в последней Lightroom Beta 3 используется ACR версии 6.0. ACR выдает картинки отличного качества и имеет массу настроек. Пожалуй, Adobe Lightroom является вообще самым известных и используемым конвертором RAW. Программа умеет устранять хроматические аберрации , виньетирование и другие дефекты изображения (в ручном режиме). Реализована и возможность шумоподавления (частично отключена в версии ACR 6). Помимо всего прочего Lightroom обладает богатыми возможностями каталогизации, сортировки фотографий, генерации веб-превью, а также поддерживает множество цветовых профилей камер для корректного отображения цветов. Сильными сторонами конвертора является скорость работы, высокое качество изображения, интеграция с flickr.com, а также возможность сохранения совокупностей настроек в т.н. "пресеты". Это означает, что для однотипной обработки серии фотографий нужно обработать один кадр, сохранить настройки и затем применить их ко всем остальным кадрам серии. Программа обладает простым и логичным пользовательским интерфейсом и прекрасно подходит для быстрой обработки больших объёмов фотографий. Поддерживаются плагины от сторонних производителей.

Полезные ссылки:
- толковая 2-часовая лекция по Lightroom ;
- 436 пресетов для Lightroom;
- ЖЖ-сообщество , посвященное Lightroom, где можно задать любой интересующий вас вопрос.

А еще попробуйте зажать Ctrl+Alt+Shift и щелкнуть по меню "Help" -> "About Adobe Photoshop Lightroom" =)

Bibble 5 Pro
Сайт программы: www.bibblelabs.com
Стоимость: $200
Поддерживаемые форматы: открытие файлов любых raw и растровых форматов, сохранение в JPEG и TIFF.

Самый старый из RAW-конверторов, Bibble появился аж в 2000 году. Всё в нем устроено просто ясно и понятно. Слева - дерево папок, посередине - обрабатываемая картинка, справа - панель настроек, коих, прямо скажем, ой как немного. В наличии только самые базовые корректировки экспозиции, цвета, баланса белого. Есть возможность повернуть изображение на произвольный угол, есть возможность создавать пресеты настроек. Из интересного - модуль (идет в стандартной комплектации) эмуляции пленочной картинки. В общем - бедненько. не всегда есть возможность отслеживать изменения картинки по гистограмме. Зато работает всё просто с реактивной скоростью. Файлы загружаются быстро, конвертируются за 2-3 секунды. Интерфейс минималистичный и понятный. Возможно Bibble станет для вас той самой программой, с которой вы начнете общение с RAW-форматом.

DxO Optics Pro 6
Сайт программы: www.dxo.com
Стоимость: $149/$299 Pro Edition/Elite Edition
Поддерживаемые форматы: открытие файлов любых raw и растровых форматов, охранение в JPEG, TIFF и DNG.

Не особенно известная у нас программа, предоставляющая крайне интересные возможности. Прежде всего, наличествуют простые инструменты исправления геометрических искажений кадра, "завалов" объектов по краям картинки, возникающих вследствие съемки широкоугольным объективом. Также программа умеет полностью автоматически исправлять дисторсию в зависимости от камеры и оптики, которой сделан кадр; данные берутся из EXIF"а. В начале работы с картинкой программа считывает мета-данные, лезет в Интернет и загружает необходимый корректирующий модуль. И - вуаля, исчезает "подушка", виньетирование и хроматика. Также отличительным свойством является прекрасный, гибко настраиваемый модуль шумоподавления, наверное, лучший из всех упомянутых здесь программ. Вообще, все настройки в DxO Optics имеют положение Auto, что поможет вам существенно сэкономить время работы с фотографиями. Картинка на выходе получается яркая и контрастная. рабочий процесс так же реализован ясно и просто: выбор фотографий (добавление их в виртуальный проект), корректировка, конвертирование и просмотр. Из минусов - куций функционал местного корректирования цвета, а также низкая скорость непосредственно конвертации. На 4-ядерном процессоре AMD Phenom 9950 2.6 Ггц и 4 ГБ ОЗУ на одну фотографию уходит около 40-50 секунд в зависимости от количества примененных настроек.

Phase One Capture One 5
Сайт программы: www.phaseone.com
Стоимость: $129/$299 CaptureOne 5/5 Pro
Поддерживаемые форматы: открытие всех RAW-форматов, сохранение в любой растровый формат.

Изначально программа предназначалась для работы с цифровыми задниками компании Phase One, потом стала поддерживать и наиболее распространенные raw-форматы. Главная прелесть - в огромном количестве настроек, например, High Dynamic Range (толку, правда, он него мало), Color Editor на основе цветового круга, отдельный инструмент для коррекции цвета кожи и т.д.. В плане настроек цвета это самая богатая программа. Еще отмечу отличную реализацию механизма повышения рекости, по действию схожую со Smart Sharpen(Remove Lens Blur). Однако, автоматических режимов у инструментов нет, а катринка на выходе получается не самая лучшая, на мой вкус. Если хотите получить хороший результат, картинку придется долго и кропотливо настраивать руками.

Ну и вот теперь сравнение картинок. Настраивалось всё так:
- выставляем в каждом конверторе шумоподавление на Auto. Где нету Auto - руками подбираем оптимальный вариант;
- где можно, выбираем настройки профиля Neutral;
- исправление дисторсии, виньетирования, хроматики - обратно Auto;
- остальное не трогаем.

Понятно, что все это не претендует на строгое сравнение. Но общее представление получить можно. Желающие могут скачать полноразмеры (JPEG, q=100%).


JPEG, 45 МБ


JPEG, 43 МБ


- ACDSee - когда кадр сделан на низком ISO, без аберраций, и будет дорабатываьбся в фотошопе.
- CaptureNX - если у вас Nikon + кадр требуется как-то хитро подтягивать.
- Capture One - слоожный. Кажется, он мне не нравится только потому, что я не умею им пользоваться =)
- DxO. Абсолютный победитель. Для парней с мощным железом.

Все профессиональные и многие любительские камеры дают возможность сохранять снимки в формате RAW. RAW - это общее название формата, расширения у файлов фотографий могут отличаться в зависимости от производителя. Это может быть *.NEF, *.CR2, *.ARW и другие .

Название RAW образовалось от английского слова raw, что означает сырой, то есть необработанный. Эти файлы содержат максимальное количество необработанной информации о снимке. Это позволяет в процессе редактирования снимка на компьютере получить максимальное качество финального изображения и манипулировать фотографией как угодно.

RAW образуется от получения данных с . Матрица - это устройство, которое воспринимает спроецированный на неё световой поток . Полупроводниковые фотодатчики, из которых состоит матрица, примерно одинаково чувствительны ко всем цветам. Поэтому, чтобы получать цветное изображение, каждый фотодатчик накрывается цветным фильтром красного, зеленого или синего цвета. Это образует цветовую модель RGB (Red, Green, Blue).

Из-за светофильтра каждый фотоэлемент воспринимает лишь 1/3 цветового спектра. Данные об остальной части спектра берутся из соседних фотодатчиков. Всю эту информацию обрабатывает и компонует процессор. Формирование конечного цвета одного пикселя происходит благодаря получению данных не менее чем от девяти фотоэлементов матрицы.

Фильтр Байера предполагает размещение фотофильтров в строго определенном порядке.

Стоит заметить, что фотоэлементов зеленого цвета в два раза больше, чем остальных цветов. Это позволяет добиться изображения, максимально адаптированного к человеческому зрению.

Чтобы снизить количество артефактов, разрабатывались различные вариации фильтров Байера. Они содержали изменения в однородности расположения фотофильтров. Таким образом, были получены устройства, которые строили изображение, основываясь не на 4-х элементах, а на 12-ти и 24-х. Широко распространения такой подход не получил, так как для работы с такими системами нужна была очень большая вычислительная мощность.

Для наглядности принципа работы фильтра Байера, сделаем снимок:

Фотография сквозь фильтр Байера (400%)

Конечная фотография (400%)

Конечная фотография (400%)

В результате, получилась фотография, каждый пиксель которой содержит лишь один цвет. По отдельности каждый цвет не дает четкого представления об изображении, но объединив три составляющих, можно получить рисунок. После получения такого результата, процессор должен на основании цвета соседних точек добавить недостающие цвета в каждый пиксель. Это делается методом интерполяции.

Размытость изображения связана с особенностью работы фильтра Байера. Чтобы исправить это, процессор камеры принудительно добавляет снимку резкость. Иногда еще исправляется контрастность и насыщенность цветов, убирается шум. Улучшения четкости изображения позволяет добиться и увеличение количества пикселей сенсора. В связи с тем, что вычислительная мощность фотоаппарата ограничена, всю обработку можно делать на компьютере. Большинство профессиональных камер вообще не содержат возможность обработки снимков. Они делают только сырые RAW фотографии или имеют возможность отключать обработку снимков камерой.

Современные зеркальные и некоторые компактные камеры имеют возможность записывать изображения в сырой RAW формат. Такие файлы содержат данные о сигнале яркости в каждом диоде и данные о цвете каждого пикселя. Это позволяет на компьютере получить файл, который можно обрабатывать в RAW конвертере и управлять большим количеством параметров снимка.

При сохранении изображения в формате Jpeg, камера обрабатывает сырой снимок и ужимает его до значения, приемлемого для вывода на современных мониторах и для печати на принтере. Данных в Jpeg файле очень мало. Поэтому, если во время съемки была выставлена не правильная экспозиция или баланс белого, Jpeg будет восстановить очень трудно. Это непременно повлияет на качество снимка. В некоторых случаях восстановить снимок не удастся. При съемке в RAW, изображение содержит очень большой массив данных, поэтому ими можно свободно манипулировать. Это позволяет вытягивать детали из ярких или темных участков фотографии, улучшать детализацию и цвета снимка без потери качества. RAW файлы обычно содержат 12 или 14 бит/канал, а Jpeg всего 8.

Детализация обработанных RAW файлов всегда лучше, чем у jpeg. Это связано с тем, что обработка снимка в камере осуществляется по грубому и не всегда оптимальному алгоритму. Во всем виновата нехватка вычислительной мощности и необходимость быстро работать, ведь для камеры очень важно иметь высокую скорость записи снимков. RAW позволяет задавать основные параметры съемки, такие как компенсация экспозиции, баланс белого, стиль изображения, насыщенность, контраст и резкость не до съемки, а после.

Обработка сырых RAW-файлов осуществляется специальными конвертерами. Это программное обеспечение, которое позволяет делать из необработанных данных конечные файлы в формате JPG.

Конвертеров очень много. Каждый производитель камер поставляет с фотоаппаратом свой конвертер: Konica Minolta Dimage Viewer, Canon Digital Photo Professional, Olympus Master, Nikon Capture NX, Pentax Photo Laboratory, Sony Image Data Converter SR. Существуют также конвертеры сторонних производителей. Они универсальны и подойдут для любых RAW файлов: Adobe Photoshop Lightroom, Adobe Camera Raw, Apple Aperture (только для Mac OS X), Capture One.

Loading...Loading...