Расхождение с одной целью на маневренном планшете. Метод графической прокладки, плавание в условиях ограниченной видимости, влияние работы движетелей на управляемость судна, управление судном и безопасность мореплавания, организация. Расчет и контроль ман

Составил капитан дальнего плавания Борискин О.И. 2002 год


Примерный алгоритм действий по расчету маневрирования при работе с маневренным планшетом.

  • если пеленг на цель не меняется, а расстояние уменьшается, то эта цель является опасной и существует угроза столкновения.

  • если пеленг и расстояние на цель не меняются, то эта цель – сателлит, то есть судно, следующее таким же курсом и дистанцией.

  • если пеленг на цель меняется и линия относительного движения (ЛОД) проходит перед носом судна (см. свой вектор), то судно проходит у нас впереди и пересекает наш курс

  • если пеленг на цель меняется и линия относительного движения (ЛОД) проходит за кормой судна (см. свой вектор), то судно проходит у нас сзади и наше судно пересекает ему курс

  1. Наносим цели на планшет. Рядом с отметками указываем время (6). Цели обводим кружочками.

  2. Через нулевую и шестую точки каждой опасной и потенциально опасной цели проводим ЛОДы, которые проходят немного дальше центра маневренного планшета.

  3. Завершаем построение векторного треугольника.(Из точки вращения векторов векторы только выходят)

  4. Находим дистанцию (Dкр) и время(tкр) кратчайшего сближения: дистанция кратчайшего сближения находится в месте касания ЛОД судна с концентрической окружностью от центра планшета. Помечаем точку кратчайшего сближения отчерком перпендикулярно ЛОД. Линия, соединяющая найденную точку и центр экрана – это и есть дистанция кратчайшего сближения с данным судном. Найдем время кратчайшего сближения по каждому судну. Для этого измерим расстояние от 6-минутной точки до дистанции кратчайшего сближения раствором измерителя, соответствующим 6-минутным отрезком. Это время укажем возле 6-минутной отметки данного судна. После этого ставим дробную черту. За дробной чертой надо будет указать время пересечения курса.

  5. Находим дистанцию (Dпер) и время(tпер) пересечения курса.

  1. Определим время пересечения курса раствором относительного вектора до точки пересечения курса. Отсчет ведется от 6-й минуты. Время пересечения курса ставим через дробь после времени кратчайшего сближения(например: 15/13)

  2. Анализ ситуации. Итогом анализа должен стать маневр. Необходимо помнить, что допускаются только два маневра: сбавление хода и отворот направо. В случае, если сзади следует судно-сателлит, то маневр снижения скорости невозможен. В случае, если справа следует судно, то маневр отворота вправо нежелателен, ибо это судно становится опасным. Как правило выбирается маневр отворота направо. Если при этом выясняется, что при маневре отворота вправо для расхождения с опасным судном, другое судно, потенциально опасное, становится опасным, то маневр по выполнению поворота необходимо рассчитывать относительно этого судна.

  3. Расчет маневра отворота вправо рассчитывается на момент наступления 12-й минуты, если не потребуется иного. Поэтому необходимо отложить по ЛОДам судов соответствующие им 6-минутные отрезки и отчеркнуть на ЛОД позицию судна, которая, как мы полагаем должна быть на 12-й минуте. Точку в кружок не обводим. 12-я минута –это начало маневра, поэтому рядом с отметкой ставим 12 в кружочке.

  4. По условиям задачи дается зона(дистанция) безопасного расхождения, которая отмечается кругом на планшете.

  5. Из точки, соответствующей началу маневра(12 в кружочке) каждого опасного и потенциально опасного судна проводим касательную к зоне безопасного расхождения. При этом надо учитывать, что судно повернет направо, следовательно, касательная должна быть слева от судна. Эта касательная – это и есть ожидаемая линия относительного движения(ОЛОД), по которой пойдет судно в случае нашего маневра. Судно пройдет в радиусе дистанции безопасной зоны слева по борту.

  6. Найдем курс, которым должно следовать наше судно для каждой ОЛОД: параллельной линейкой перенесем направление ОЛОД в 6-минутную точку(конец вектора относительной скорости) и проводим наш новый вектор в сторону, противоположную ОЛОДу. Из точки вращения векторов раствором циркуля откладываем на нанесенном векторе точку. Определяем угол отворота. После определения угла отворота у всех целей определяем угол отворота по наибольшему. Расходиться будем с этим судном, а остальные – вести.

  7. С помощью параллельной линейки переносим вектор нашего судно новый в центр планшета.

  8. Перенесем вектор нашего судно новый в 6-минутную точку других целей для контроля и найдем по новому вектору вектор относительного движения судна новый . Он не должен быть направлен в центр планшета и проходить ближе, чем заданная дистанция минимального сближения. Таким образом, мы рассчитали маневр уклонения от столкновения.

  9. Рассчитаем момент окончания маневра уклонения. После окончания уклонения судно вернется на прежний курс. Момент, когда это можно сделать необходимо рассчитать графически: судно повернет на прежний курс, следовательно отметки целей будут на экране РЛС передвигаться параллельно ЛОД до маневра. Таким образом можно определить время возврата на прежний курс после прохождения целями на безопасном расстоянии. Точку окончания маневра отворота можно определить для каждой цели пересечением ОЛОД и перенесенной параллельной линейкой ЛОД каждого судна, проведенной касательно к дистанции безопасного расхождения(радиус опасной зоны, заданная дистанция). Найдя точки окончания маневра для каждой цели соответствующим раствором нового(!!!) вектора относительного движения судна вычислим время окончания маневра отворота, поставим это время возле найденной точки и обведем ее в кружочек. Наибольшее время будет являться собственно временем возврата на прежний курс.

  10. Рассчитаем дистанцию отхода от первоначального курса. Отнимем от времени окончания маневра время начала маневра. Получим время маневра(tотх). Найдем пройденное расстояние. Для этого воспользуемся логарифмической таблицей «Дистанция-время-скорость» в правой части навигационного планшета. Возьмем раствором измерителя расстояние на линейке между цифрой «60», соответствующей верхнему краю линейки и цифрой скорости нашего судна, приложим этот раствор одной лапкой измерителя к цифре, соответствующей времени маневра, другой лапкой измерителя определим дистанцию, на которую судно во время маневра уклонилось от прежнего курса. Пройденное расстояние можно найти графическим способом: отложим по нашему вектору время tотх в 6-минутных отрезках Откладываем на нашем новом векторе этот отрезок и из его конца опускаем перпендикуляр на вектор нашего судна . Величина этого перпендикуляра (расстояние от конца отрезка до курса нашего судна) равняется отклонению судна от курса судна в милях(Dотх).

Тип документа: Методическое пособие | doc .

Популярность: 0.23 %

Страниц: 16 .

Язык: Русский, Украинский .

Год издания: 2005 .


Методичні вказівки та завдання на виконання контрольної роботи з дисциплін “Тренажер РЛС і ЗАРП” для студентів 4-ого курсу заочної форми навчання Спеціальність 7.100301 “Судноводіння”

Каждый студент согласно своего варианта выполняет 5 задач на бланках маневренного планшета и отвечает на 2 вопроса на отдельном листе. Бланки маневренных планшетов с решенными задачами и лист с ответами подшиваются в отдельную папку.
Вариант контрольной работы выбирается по последней цифре личного шифра.

Вариант №№ задач №№ вопросов
1 1, 11, 21, 31, 41 1, 11
2 2, 12, 22, 32, 42 2, 12
3 3, 13, 23, 33, 43 3, 13
4 4, 14, 24, 34, 44 4, 14
5 5, 15, 25, 35, 45 5, 15
6 6, 16, 26, 36, 46 6, 16
7 7, 17, 27, 37, 47 7, 17
8 8, 18, 28, 38, 48 8,18
9 9, 19, 29, 39, 49 9, 19
10 10, 20, 30, 40, 50 10, 20

Для грамотного выполнения контрольной работы необходимо изучить Правила №№ 5, 6, 7, 8, 9, 10 МППСС-72, а также краткие методические указания по графическому решению задач на маневренном планшете.
На титульном листе папки контрольной работы указать фамилию, имя, отчество студента, номер личного шифра, наименование дисциплины, курс, номер варианта, специальность.
Выполненная работа в установленный срок передается для проверки преподавателю.
К зачету допускается студент, который выполнил контрольную и лабораторные работы.

Краткие методические указания по графическому решению задач на маневренном планшете.

Порядок решения задачи расхождения с одним судном
на маневренном планшете
(см. Приложения 1, 2)

Условия ограниченной видимости являются особыми условиями плавания, поэтому дисциплины «Радиолокационный тренажер» и «Тренажер САРП» предполагают прежде всего плавание в этих условиях.
При плавании при ограниченной видимости в открытом море обзор окружающей обстановки с помощью РЛС производится преимущественно на шкалах масштаба 12-16 миль, а эта дистанция является вероятной дальностью обнаружения большинства судов.
Хорошая морская практика для решения задачи расхождения с судами в открытом море рекомендует разделить экран РЛС на три зоны:
1) зона оценки ситуации от 12 до 8 миль, где определяются степень опасности столкновения, пара-метры движения встречных судов и проигрывается маневр расхож-дения;
2) зона маневрирования от 8 до 4 миль. Действия для расхождения рекомендуется принимать как можно скорее после установления опасности столкновения;
3) зона чрезмерного сближения от 4-х миль. До входа эхо-сигнала судна в эту зону маневр расхождения в открытом море должен быть завершен, чтобы при изменении ситуации в результате неверных маневров судов имелось время и пространство для устранения опасности столкновения.
При плавании в условиях ограниченной видимости привилегированных судов нет и на каждое судно с РЛС возлагается обязанность по предупреждению столкновения, причем рекомендуется соблюдать следующий приоритет маневров:
1. поворот вправо;
2. уменьшение скорости;
3. остановка судна;
4. поворот влево.
Основным допущением при решении задачи расхождения на маневренном планшете (ситуационном планшете) и с использованием САРП является неизменность параметров движения (курсов и скоростей) собственного судна и других судов на период набора информации и решения задачи.
Момент начала решения задачи – момент начала расхождения, «нулевая точка» это время снятия первого отсчета пеленга и дистанции до первой цели.
Время возвращения к первоначальным параметрам движения собственного судна это момент окончания расхождения.
При включении РЛС необходимо произвести правильную регулировку яркости и усиления приемника, а в случае необходимости уменьшить влияния помех от волнения и атмосферных осадков.

Порядок решения задачи расхождения на маневренном планшете:

1) Из центра планшета провести вектор перемещения собственного судна за 6 минут, Vн.
2) Сделать записи в таблице обработки радиолокационной информации о курсе (Кн) и скорости (Vн) собственного судна.
3) Из центра планшета радиусом Дзад. провести окружность. Рекомендуется при ограниченной видимости принимать в условиях открытого моря Дзад. = 1,5 ÷ 2 мили, а в стесненных водах Дзад. = 0,5 мили.
4) Наблюдая за ситуацией на экране РЛС выбрать по изменению относительных полярных координат (∆П ≈ 0 и ∆Д 5) С экрана РЛС снять отсчеты пеленга и расстояния эхо-сигнала опасного судна, запустить секундомер, заметить судовое время, сделать записи в таблицу обработки радиолокационной информации для нулевой точки о времени 0ا, пеленге и дистанции для судна А.
6) По этим данным нанести на маневренный планшет начальную ситуацию, обозначив нулевую точку цифрой 0ا и большой буквой А.
7) Используя параллельную линейку направить (воткнуть) вектор перемещения собственного судна за 6 минут Vн в нулевую точку и его начало обозначить буквой F (Fixed), вектор обозначить буквой Vн.
8) Провести часть окружности в районе нулевой точки, вправо и влево от нее (или окружность) радиусом Vн из центра F, что позволит ускорить графическое решение задачи.
9) На 6-й минуте снять отсчеты пеленга и расстояния эхо-сигнала того же судна А и записать их в таблицу обработки радиолокационной информации.
10) По полученным данным нанести на маневренный планшет 6-ти минутную точку, обозначив ее цифрой 6ا.
11) Соединить нулевую и 6-ти минутную точки прямой для определения вектора относительного перемещения цели за 6 минут. Стрелка вектора направлена в 6-ти минутную точку. Обозначим этот вектор Vо.
12) Продлить вектор Vо до центра планшета, получим ЛОДА – траекторию, по которой будет перемещаться эхо-сигнал судна А при неизменности курсов и скоростей собственного и встречного судов.
13) Из центра планшета на ЛОДА опустить перпендикуляр и снять значение Дкр.
14) Определить графическим вектором Vо от нулевой точки до основания перпендикуляра линии Дкр время кратчайшего сближения судов tкр.
15) Полученные значения Дкр и tкр записать на маневренном планшете.
16) Соединить точку F с 6-ти минутной точкой прямой, получим 6-ти минутный вектор цели Vц, направленный в 6-ти минутную точку, обозначить его Vц.
17) Используя параллельную линейку и измеритель определить истинные курс и скорость судна-цели А, сделать записи на маневренном планшете;
18) Нанести упрежденную точку (рекомендуется 12-ти минутную с учетом времени набора информации (tн.и. = 6 мин., решения задачи tр.з. = 3 мин. и выполнения маневра tм = 3 мин) и провести из нее пунктирными линиями касательные к окружности радиуса Дзад. Получим ОЛОДы, по которым должны перемещаться эхо-сигналы судна при выполнении маневра. При отвороте вправо ОЛОД пройдет слева от судна и наоборот.
19) Из 6-ти минутной точки провести линии параллельные ОЛОДам в противоположном направлении для определения сектора опасных курсов (СОК), за пределы которого нужно вывести конец вектора Vн для решения задачи расхождения. Если точка F находится в пределах СОК, решить задачу расхождения уменьшением скорости невозможно.
20) Выбрать эффективный маневр расхождения на безопасном расстоянии, причем изменение курса и/или скорости должно быть достаточно большим, чтобы оно было замечено встречным судном. Маневр отворота, в общем случае вправо, должен быть не менее чем на угол 30-45º, а уменьшение скорости должно быть не менее, чем на половину.
Комбинированный маневр изменением курса и скорости на практике применяется редко из-за ухудшения управляемости судна при снижении скорости.
Согласно требованиям Правила 19 МППСС-72 «… насколько это возможно следует избегать:
- изменения курса влево, если другое судно находится впереди траверза и не является обгоняемым;
- изменения курса в сторону судна, находящегося на траверзе или позади траверза»;
- а также следует принимать во внимание ограничения РЛС, из-за которых эхо-сигнал судна слева может на экране не наблюдаться.

Маневренный планшет

средство малой механизации для графического решения задач прямолинейного маневрирования. Используется как при боевом маневрировании (занятие позиции для использования оружия, сближение с целью на заданное расстояние, уклонение от встречи и другой задачи), так и при расхождении с судами в море.

  • - 1) доска мензулы, служащая столиком для черчения при съемке; 2) лист бумаги, наклеенный на мензулу, на к-рый наносится план снимаемой местности; 3) отдельный лист топографической карты...

    Технический железнодорожный словарь

  • - устройство со специальной плоской поверхностью и приспособлением, указывающим координаты изображения для их ввода в...

    Краткий толковый словарь по полиграфии

  • - English: Maneuvred regime Режим работы электростанции с переменной мощностью в течение установленного интервала времени Источник: Термины и определения в электроэнергетике...

    Строительный словарь

  • - МАНЕВРЕННЫЙ ая, ое. manoeuvre f. 1. Отн. к маневру; предназначенный для них. Маневренный паровоз. БАС-1. 2. Ведущийся без долговременных укреплений. О военных операциях. Маневренная война. Маневренная оборона. БАС-1...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - манёвренный и...
  • - и...

    Орфографический словарь русского языка

  • - -ая, -ое. 1. Ведущийся с применением маневров, без долговременных укреплений. Манёвренная война. 2. Способный быстро менять направление движения. М. крейсер. Манёвренная тактика. | сущ. манёвренность, -и, жен. ...

    Толковый словарь Ожегова

  • Толковый словарь Ушакова

  • - МАНЕ́ВРЕННЫЙ и МАНЁВРЕННЫЙ, манёвренная, манёвренное. Ведущийся без долговременных укреплений; ант. позиционный. Маневренная война...

    Толковый словарь Ушакова

  • - маневренный манёвренный, ман`евренный прил. 1. Ведущийся с применением манёвров, без долговременных укреплений. 2. Обладающий способностью маневрировать 1....

    Толковый словарь Ефремовой

  • - прил. 1. Ведущийся с применением маневров, без долговременных укреплений. 2. Обладающий способностью маневрировать. // Способствующий быстрому изменению направления движения. 3. устар. Предназначенный для маневров...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ая, -ое. 1. воен. Ведущийся с широким применением маневра, без долговременных укреплений; противоп. позиционный. Маневренная война...

    Малый академический словарь

  • - ; кратк. форма -ен, -енна и ман"евренный; кратк...

    Русский орфографический словарь

  • - ; манёвренная война́...

    Русское словесное ударение

  • - ...

    Формы слова

  • - подвижный, мобильный; поворотливый, высоко, разворотливый...

    Словарь синонимов

"Маневренный планшет" в книгах

Маневренный «Филин»

Из книги Гений «Фокке-Вульфа». Великий Курт Танк автора Анцелиович Леонид Липманович

Маневренный «Филин» Курта Танка убедили дать его разведчику новое имя: «Филин». Филин в природе крупнее совы и гораздо более грозная хищная птица. Размах его крыльев превышает полтора метра. Филины летают совершенно бесшумно, а главное, обладают уникальной

Планшет желтой кожи

Из книги «Не плачьте о нас...» автора Качаев Юрий Григорьевич

Планшет желтой кожи Вернувшись домой, Нина Елистратовна узнала, что Юрий вместе с Муратом и Левой Акимовым отправились в город. Сын оставил на столе записку, она кончалась словами: «С охоты придем поздно. Не волнуйся».Легко сказать, не волнуйся, когда скоро восемь, а с

Кафедра Ваннаха: Планшет в облаках

Из книги Компьютерра PDA N138 (01.10.2011-07.10.2011) автора Журнал «Компьютерра»

Кафедра Ваннаха: Планшет в облаках Автор: Ваннах МихаилОпубликовано 05 октября 2011 годаВ самом конце сентября 2011 года компания Amazon преподнесла всем производителям планшетов хорошую пилюлю, или, точнее, таблетку. (А как ещё прикажете перевести аглицкое словечко Tablet?) В роли

Компьютер и планшет

Из книги Семь навыков эффективных родителей: Семейный тайм-менеджмент, или Как успевать все. Книга-тренинг автора Хайнц Мария

Компьютер и планшет Думаем, вы понимаете, что компьютеры и планшеты вошли в нашу жизнь всерьез и надолго. Не нужно быть прорицателем, чтобы заметить тенденции замены старых бумажных технологий интерактивными. Противиться этой тенденции – все равно что противиться

Скоростной маневренный биплан - самолет поля боя

Из книги Штурмовики Красной Армии. Том 1. Формирование облика автора Перов Владимир Ильич

Скоростной маневренный биплан - самолет поля боя Параллельно работам по модификации серийных самолетов-разведчиков в легкие штурмовики и созданию «войскового самолета» среди некоторой части специалистов ВВС Красной армии получила распространение теория атаки

ПЛАНШЕТ ПОЛКОВНИКА

Из книги автора

ПЛАНШЕТ ПОЛКОВНИКА Перед нами – публицистические и поэтические откровения – оперативная аналитика и зарисовки с «натуры»… Они нам нужны, чтобы с сегодняшним опытом осмыслить наше прошлое. Чтобы вспомнить себя молодыми. И еще. Они интересны судьбой автора – военного

Планшет

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЛ) автора БСЭ

IFA 2010: Раз планшет, два планшет Андрей Письменный

Из книги Цифровой журнал «Компьютерра» № 33 автора Журнал «Компьютерра»

IFA 2010: Раз планшет, два планшет Андрей Письменный ОпубликованоАндрей Письменный Планшетные компьютеры существовали задолго до Apple iPad, но с его появлением в их мире всё заметно изменилось. Теперь до разработчиков, кажется, дошло, что планшет не

Выбираем современный планшет

Из книги Компьютерра PDA N148 (03.12.2011-09.12.2011) автора Журнал «Компьютерра»

Выбираем современный планшет Автор: Олег НечайОпубликовано 06 декабря 2011 годаПоявление на рынке планшета iPad было встречено публикой с восторгом, немало удивившим всех прочих производителей портативных компьютеров. Дело в том, что планшеты с сенсорным экраном серийно

Кафедра Ваннаха: Планшет и десктоп

Из книги Компьютерра PDA N137 (24.09.2011-30.09.2011) автора Журнал «Компьютерра»

Кафедра Ваннаха: Планшет и десктоп Автор: Ваннах МихаилОпубликовано 27 сентября 2011 годаОсенью 2011 года в печати, преимущественно североамериканской, опять появились многочисленные прогнозы скорой смерти классического настольного персонального компьютера. Повод к

Из книги автора

Маневренный период войны – операции на германо-австрийском фронте: Галицийская битва и Восточно-Прусская операция

Из книги автора

Маневренный период войны – операции на германо-австрийском фронте: Галицийская битва и Восточно-Прусская операция

Из книги автора

Маневренный период войны – операции на германо-австрийском фронте: Галицийская битва и Восточно-Прусская операция Перед первым походом в Восточную Пруссию великий князь Николай Николаевич заявлял о готовности начать движение на Берлин четырьмя армиями: первые две

Маневренный период войны – операции на германо-австрийском фронте: Галицийская битва и Восточно-Прусская операция

Из книги автора

Модель “планшет”

Из книги Книга-подарок, достойный королевы красоты автора Криксунова Инна Абрамовна

Модель “планшет” Представляет собой жесткую сумку в виде прямоугольника, вытянутого по вертикали. Сумка-планшет имеет отлетной клапан, полностью или частично закрывающий перед сумки, внизу этого клапана расположен замок застежки. Эта модель сумки носится на длинном

Метод графической прокладки

Графическая прокладка дает более точную информацию о ситуации судов и выполняется на маневренном планшете М-78 (рис 212)

Задача на расхождение состоит из: 1) нанесения начальной ситуации на планшет и построения треугольников скоростей векторов относительной скорости;

2) оценки ситуации опасного сближения (столкновения) с судами, эхо-сигналы которых наблюдаются на экране РЛС, путем расчета времени кратчайшего сближения /кр, пересечения /"ер, дистанции кратчайшего сближения DKр и выявления их реальной и потенциальной опасностей;

3) выбора и обоснования маневра, выделения судов, с которыми необходимо расходиться;

4) расчета выбранного маневра с помощью графического перестроения векторных треугольников начальной ситуации;

5) расчета момента начала маневра (с учетом маневренных элементов

Судна), выбирается упрежденное время (3 или 6 мин), дистанция расхождения, время расхождения и дистанция отхода от своего первоначального курса за время маневрирования;

6) нанесение ожидаемой линии относительного движения (ОЛОД) и последующий контроль за перемещением судна-цели (наблюдаемого судна).

Рассмотрим подробно процесс решения задачи на расхождение с помощью графической (радиолокационной) прокладки на маневренном планшете.

1. Для удобства расчетов интервал времени принимает 3 или 6 мин, т е. 1/20 или 1/10 ч.

2. Строим на планшете из его центра вектор курса и скорости VL нашего судна.

Рис. 213. Решение задачи на расхождение с помощью графической прокладки

Рис 214 Определение потенциальной опасности и местоположения судна, для расхождения с которым требуется произвести расчет маневра

3. С появлением на экране РЛС эхо-сигналов определяем их пеленги и дистанции и наносим на планшет.

4. Через равные интервалы времени (3 или 6 мин) в прежней последовательности наносим следующие точки и после их соединения получим векторы относительной скорости.

5. При этих векторах строим векторные треугольники, для чего Vc своего судна из центра планшета переносим в первую точку L Соединив начало своего вектора Vc со второй точкой 2, получим вектор скорости наблюдаемого судна W

6. Линию, соединяющую точки 1 и 2, продлим за центр планшета, получим ЛОД.

Оценка ситуации заключается в определении степени опасности столкновения судов. Находим кратчайшее расстояние DKp, опуская перпендикуляр из центра планшета до ЛОД и точку пересечения курса судна-цели Dnep, для чего проводим из центра планшета линию, параллельную вектору скорости У" суд-на-цели до пересечения с ЛОД

Выявление потенциальной скорости судов можно осуществить двумя способами:

1) проигрываем маневр нашего судна (Vc) или судна-цели (V") и определяем по изменению ЛОД и Vo возможный переход из потенциальной опасности в реальную. Изменение курса, скорости или комбинированный маневр нашего судна вправо ухудшает ситуацию с судном "б". В данном случае маневр необходим с судном "б" (рис. 214);

2) использованием особенностей перемещения эхо-сигналов в относительном движении на экране РЛС, что было подробно разобрано при визуальном методе оценки ситуации.

Для выбора и обоснования вида маневра проигрывают все возможные его варианты: изменение курса, скорости или того и другого одновременно При этом учитываются все факторы, сопутствующие плаванию в условиях ограниченной видимости, навигационных особенностей района плавания, МППСС-72 и маневренных возможностей своего судна и возможного маневра судна-цели. Судоводитель должен стремиться к безопасному расхождению приемлемым вариантом Расчет маневра можно производить при помощи палетки и линейки. Он сводит к минимуму графическую работу по одному-двум судам. На рис. 215 выполнен расчет маневра для безопасного расхождения изменением своего курса вправо. Положение упрежденных точек не оказывает влияния на методику расчета с использованием векторных треугольников начальной ситуации. Следует всегда помнить, что момент упрежденной точки есть условный момент окончания маневра.

Момент начала маневра своего судна рассчитывается с учетом маневренных элементов судна (инерция, торможения, поворотливость и т. д.).

Рис. 215 Расчет маневра для расхождения изменением курса вправо; расчет выполнен с судном "б"

В векторном треугольнике судна "а" вектор нашей скорости поворачиваем вправо на рассчитанный угол. Получаем новый вектор относительной скорости Vo и соединяем точку _2 с концом повернутого вектора Vq. Параллельно вектору относительной скорости V"o из упрежденной точки проводим ОЛОД судна "а". Упрежденная точка берется за один и тот же интервал времени. После этого можно определить время расхождения судов tpicx и дистанцию отхода D0тх от курса нашего судна (см. рис. 215).

Для расчета используем новый вектор относительной скорости W Дистанция отхода рассчитывается на планшете. Для этого на линии нашего нового курса, проложенного из центра планшета, откладываем расстояние, которое пройдет наше судно за время расхождения. Затем из полученной точки опускаем перпендикуляр на линию первоначального курса. Отрезок этого перпендикуляра будет дистанцией отхода от курса в масштабе планшета.

Результат маневрирования контролируется с помощью ОЛОД. На планшет наносится не только ОЛОД судна, относительно которого рассчитан маневр, но и других судов, которые представляют потенциальную опасность. Эти линии ожидаемого относительного движения проводятся для контроля за развивающейся ситуацией после маневра, чтобы своевременно обнаружить маневр других судов, а также в случае допущенных ошибок в расчетах и графических построениях.

Из вышеизложенного видим, что оба метода взаимосвязаны и дополняют друг друга, обеспечивают решение задач на безопасное расхождение судов с помощью РЛС в условиях ограниченной видимости.

На некоторых судах над экраном РЛС установлен зеркальный планшет. Это вспомогательное устройство, являющееся беспаралаксной оптической системой. Преимущество зеркального планшета в том, что он дает возможность вести графическую прокладку, не прерывая наблюдения на экране РЛС.

Периодически повышая квалификацию, судоводители морского флота проходят тренировочные учения по решению задач на радиолокационных тренажерах.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯVн
вектор скорости нашего судна
Vв, Vц
вектор скорости встречного судна (объекта наблюдения) ,вектор цели

вектор относительной скорости

скорость нашего судна
Vв, Vц
скорость встречного судна (объекта наблюдения), скорость цели

относительная скорость
ИКн
истинный курс нашего судна
ИКц(ИКв) истинный курс встречного судна (объекта наблюдения, ЦЕЛИ))
ИП
истинный пеленг встречного судна (объекта наблюдения)
КУ
курсовой угол встречного судна (объекта наблюдения)
Д
дистанция до встречного судна (объекта наблюдения)
ЛОД
линия относительного движения
ОЛОД
линия ожидаемого относительного движения
У
точка упреждения
Дкр
дистанция кратчайшего сближения судов
Тi
судовое время наблюдений
Ткр
судовое время прихода судов в точку кратчайшего сближения
Ту
судовое время точки упреждения
Трасх
судовое время, когда после выполнения маневра расхождения наше судно может
вернуться к первоначальным элементам движения


треугольника до момента точки упреждения
tкр
интервал времени от момента взятия последней точки для построения скоростного
треугольника (либо от точки упреждения, если предполагается совершить маневр) до
момента прихода судов в точку кратчайшего сближения
tрасх
интервал времени от момента точки упреждения до момента, когда после выполнения
маневра расхождения наше судно может вернуться к первоначальным элементам
движения

Нанесение эхо сигналов судов

Т
ИКн
10:35 25
Судно А Судно B Судно C
П/КУ Д П/КУ Д П/КУ Д
13
17 10,5 37 8,8 63 9,3

Построение треугольника скоростей

Т
ИКн

10:35
25
10:41
25
Судно А
П/КУ
Д
13
63
9,3
13
59
6,9

на практике измерения пеленга и дистанции производятся с некоторой погрешностью, зависящей как от технических характеристик

РЛС, так и от самого судоводителя.
Поэтому, последовательные точки А1 - А3 могут и не лежать на одной прямой, даже если
элементы движения обоих судов не меняются
Судно А
П/КУ
Д
63
10,7
Т
ИКн

10:35
27
16
10:38
27
16
61
7,9
10:41
27
16
52
5,9
Судно B
П/КУ
Д
Судно C
П/КУ
Д

Краткий вывод по теме.

Пошаговые действия для оценки ситуации:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.



на планшете ставится точка, соответствующая положению
встречного судна
в полученную точку параллельно переносится и "втыкается"
вектор скорости нашего судна
через 6 мин. повторяются пункты 2-4
по двум точкам строится ЛОД
достраиваются векторы Vо и Vв
оценивается ситуация и принимается решение

РАСЧЕТ МАНЕВРА РАСХОЖДЕНИЯ

Точка упреждения через 3 мин.

Расхождение в 3-х мильной зоне

Действия:
1. переносим в т.У вектор скорости встречного судна Vв без изменения (поскольку оно не
маневрирует)
2. продляем ОЛОД вправо от т. У для построения вектора Vо2
3. из начала вектора Vв (точка О2) откладывает вектор нашей скорости Vн в таком направлении,
чтобы его конец ложился на ОЛОД
4. Полученное таким образом новое направление вектора скорости нашего судна и есть искомый
курс расхождения на заданной дистанции.

Расхождение в 3 милях

Рассмотренное выше построение загромождает планшет и требует выполнения построений, которых можно
избежать. Более экономичным по времени решением является следующее:
1. ОЛОД параллельно переносится в т.А2
вектор Vн поворачивается относительно т.О таким образом, чтобы лечь острием на линию, параллельную ОЛОД
! Вектор Vн 2 - это вектор, показывающий курс и скорость, которые должно иметь наше судно после маневра чтобы
разойтись со встречным судном на дистанции 3 мили, если маневр будет совершен в данной точке упреждения т.У.

Изменение маневра курсом и скоростью

Следует обратить внимание на то, что рассмотренный пример предусматривает маневр только путем изменения курса
нашего судна. Если бы задача решалась только с точки зрения геометрии, то мы бы имели целый сектор возможных
сочетаний курсов и скоростей, которые бы удовлетворяли поставленной задаче.
Из рисунка видно, что любой вектор Vн, опирающийся острием на снесенную ОЛОД, задает нужное направление
вектора относительной скорости (меняется только величина Vо2):
изменение вектора Vн только по направлению соответствует маневру изменением только курса;
изменение вектора Vн только по величине соответствует маневру изменением только скорости;
изменение вектора Vн по величине и направлению соответствует маневру изменением курса и скорости.

Краткий вывод по теме.

Пошаговые действия для расхождения с одним судном:
наносится вектор скорости нашего судна
делаются замеры пеленга и дистанции встречного судна
в таблицу записываются соответствующие данные
на планшете ставится точка, соответствующая положению встречного судна
в полученную точку параллельно переносится и "втыкается" вектор скорости нашего
судна
6. через 6 мин. повторяются пункты 2-4
7. по двум точкам строится ЛОД
8. достраиваются векторы Vо и Vв

10. устанавливается точка упреждения
11. прокладывается ОЛОД
12. ОЛОД параллельно сносится в последнюю точку "скоростного треугольника"
(треугольника, образованного векторами Vн,Vв и Vо)
13. вектор Vн поворачивается (и/или изменяется его длина) таким образом, чтобы его
острие легло на снесенную ОЛОД
14. снимается новое направление и величина вектора скорости нашего судна: новое
направление соответствует новому курсу нашего судна, а величина - скорости для
заданного расхождения.
1.
2.
3.
4.
5.

РАСХОЖДЕНИЕ С НЕСКОЛЬКИМИ СУДАМИ

Расчет маневра для расхождения с несколькими судами до определенного этапа
ведется точно так же, как и при расхождении с одним судном:
1. наносится вектор скорости нашего судна
2. в таблицу записываются данные пеленгов и дистанций встречных судов,
полученные на РЛС
3. на планшете ставятся точки, соответствующие положению встречных судов
4. в полученные точки параллельно переносится и "втыкается" вектор скорости
нашего судна
5. через 6 мин. повторяются пункты 2, 3
6. еще через 6 мин. повторяются пункты 2, 3
7. по трем последовательным точкам строятся ЛОДы для всех судов
8. достраиваются векторы Vо и Vц для всех судов
9. оценивается ситуация и принимается решение предпринять маневр
10. устанавливаются точки упреждения на ЛОДах (все они должны
соответствовать одному и тому же судовому времени)
11. прокладываются ОЛОДы к заданной дистанции расхождения (в примере
Дкр=2мили)
12. ОЛОДы параллельно сносятся в последние точки соответствующих
"скоростных треугольников"
13. в каждом скоростном треугольнике вектор Vн поворачивается (и/или
изменяется его длина) таким образом, чтобы его острие легло на снесенную
ОЛОД
14. снимаются новые направления и величины вектора скорости нашего судна из
которых выбирается то, которое обеспечит расхождение со всеми судами на
безопасном расстоянии. Как правило, это соответствует варианту с
наибольшим отклонением от первоначального курса.
15. выбранный новый вектор Vн сносится параллельно во все скоростные
треугольники
16. достраиваются новые векторы Vо
17. определяются новые ОЛОДы, задаваемые соответствующими векторами Vо
18. в судовое время, соответствующее точке упреждения, совершается маневр и
делаются контрольные определения местоположения судов с занесением в
таблицу соответственных данных

Внимание!

Часто встречающейся ошибкой является попытка решить задачу
расхождения, производя построения только при встречном судне,
являющимся наиболее опасным до начала маневрирования. Ситуация
часто складывается таким образом, что судно, которое могло бы
пройти на безопасном расстоянии, становится опасным из-за того,
что наше судно начало маневрировать. Поэтому, во-первых, следует
производить предварительный расчет при всех целях/судах, а вовторых, совершенно необходимо выполнить пункты 16-18, чтобы
убедиться, что выбранный вами маневр обеспечивает безопасное
расхождение со всеми судами.
Loading...Loading...